Все новости
Статьи
30 Июля 2020, 21:00

В условиях «чумы»

Этот год внес немало изменений в нашу жизнь, в том числе и школьную. В один миг образовательные учреждения опустели, звонки и гул детей замолкли. Мы переселились в «онлайн-мир».

Многие школьники жаловались на дистанционное обучение: сложно, много «домашки», интернет виснет. А каково было учителям?

Их жизнь нам кажется монотонной и однообразной: к восьми надо быть готовыми к уроку, вести занятия точно по расписанию, проверка тетрадей, совещания… Но коронавирус разрушил привычный график, перевернул нашу жизнь.

Технические сложности

«Я боялась, что мой ноутбук сломается, так как он уже не новой модели, а в случае чего ремонтировать негде – все закрыто. А так я всегда была с компьютером на ты, поэтому для меня проблем особых не возникало. Быстро привыкла к другому ритму, начала использовать различные платформы – WhatsApp*, Zoom**, «ВКонтакте», электронную почту. Дистанционное обучение – это новый опыт для меня, и я думаю, что он будет очень ценен в будущем», – признается учитель иностранных языков одной из белебеевских школ.

«Не представляю, как бы мы обучали детей, если бы пандемия случилась лет 10–15 назад. В силу своей профессии мы обязаны знать базовые навыки пользования компьютером. Но, к сожалению, этого оказалось мало. У кого-то не было возможности выйти на онлайн-конференцию с детьми из-за отсутствия оборудования, кому-то пришлось срочно обучаться интернету самостоятельно. К счастью, многие дети понимали это и по возможности старались помогать. Прежде чем показать учителям алгоритм работы на интернет-платформах, администрации тоже необходимо было самой овладеть необходимыми навыками. Нам очень повезло, что вся эта работа выпала на время каникул, когда дети отдыхали после длинной четверти, и мы успели организовать все для дистанционного обучения. Конечно, было нелегко сразу освоить такой тип работы, но постепенно все привыкли», – сказал учитель физики.

Учитель русского языка и литературы: «Привыкнуть к онлайн-обучению было трудно, особенно на первых порах. Очень часто зависал elschool***, дети вылетали из конференций из-за проблем с интернетом, техника подводила. У всех была паника: у учителей – из-за неполадок и сбоев, у учеников – из-за непонимания, где смотреть задания, куда отправлять выполненное. Но, к счастью, уже через неделю все во всем хорошо разбирались, и учебный процесс стал в радость даже в такое непростое время».

Проблемные дети

«Для поддержания общения с детьми я создала беседы «ВКонтакте», туда же и ученики присылали домашние задания. Безусловно, были и те, кто задерживал работы, приходилось напоминать, а иногда и применять метод «кнута» – пригрозить неудовлетворительной оценкой».

«Некоторые ученики часто пропадали, не появлялись на уроках, не писали классному руководителю, и их приходилось искать, убеждать в чем-то, заставлять. Надо было также объяснять, что дистанционные уроки – это не «халява», это не «захотел – приду, не захотел – не приду». Это такое же полноценное обучение, как и традиционное. Мы столкнулись и с такой проблемой, как гора списанных работ. Но мы успешно завершили этот непростой год, считаю это победой».

«Большинство учащихся посещали занятия, сдавали в срок домашние задания. Но мелкие неприятности имели место. Например, выпускники должны были прислать видео с записью чтения наизусть стихотворения для последнего звонка. Многие стеснялись, приходилось с ними беседовать, убеждать. С такой же проблемой я столкнулась и на своих уроках. А оценки-то необходимо проставить. Пришлось некоторым звонить, чтобы они мне в режиме онлайн рассказывали».

«Усложняло учебный процесс то, что не все вовремя сдают работы, а потом начинается: «А можно прислать? А вы исправите оценку?»

Трудность еще была в том, что за компьютером неудобно было проверять работы и времени уходило больше».

«Мы не железные – у нас тоже есть чувства»

На мой вопрос: «Трудно ли было в эмоциональном плане?», – учителя дали разные ответы.

«С одной стороны, хорошо, что сидишь дома, в спокойной обстановке, никуда не торопишься. А с другой – скучаешь по детям. Компьютер не передаст того, что чувствует ученик, а в школе ты сразу видишь отдачу».

«Я классный руководитель, поэтому родители звонили мне. Многие из них по-другому представляли себе дистанционное обучение. Несколько раз пила успокоительные таблетки. Но потом как-то все улеглось. Родителей ведь тоже можно понять – и им несладко пришлось».

«Случалось и такое, что у педагогов не было сил справляться с навалившейся на них нагрузкой. Мы ведь не железные – у нас тоже чувства есть, мы и расстраиваемся, и плачем, бывает. Большинство педагогов – люди в возрасте, а у них от компьютера начинали болеть глаза и голова, скакало давление, нервы были на пределе. Первые недели были «адом» для всех, но потом стало спокойнее. К счастью, родители писали слова поддержки и благодарности, да и дети понимающие. Это подбадривало».

А если дистанционное обучение вытеснит традиционное?

Ответы учителей:

«Я не готова пока к такому. Любому человеку нужно реальное общение и нахождение в обществе – это один из залогов его развития. Не надо лишать детей той системы образования, к которой они привыкли. Должен быть класс, а не окошечки в зуме**. Да и мы, учителя, тоже скучаем друг по другу. Я очень жду наступления сентября, чтобы зайти в свой кабинет, где будут ждать меня ученики».

«Если и вытеснит, то, надеюсь, это будет нескоро. Дистанционное обучение нужно еще доработать. Я не готова пока променять свой кабинет и учеников в нем на компьютер и урок – на онлайн-конференцию. Надеюсь, что с сентября мы будем учиться так, как делали это до пандемии»

***
И ученики, и учителя столкнулись с непривычными условиями обучения. Педагоги приложили колоссальные усилия, чтобы для ребят это сложное время прошло как можно легче.

Ученики благодарят своих наставников за их труд и профессионализм.

*Ватсап.

**Платформа для проведения онлайн-видеоконференций и видеовебинаров.

***Электронный дневник.
В поддержку учителей Елена Максимова

Читайте нас в