Мошенники действуют продуманно, у многих есть уже отработанные схемы обмана, поэтому стоит быть осторожным, чтобы вовремя распознать афериста.
Для общения с потенциальной жертвой мошенники используют либо SMS, либо телефонный звонок.
Цель мошенников - заставить потерпевшего передать свои денежные средства добровольно, сообщив ему, в частности:
- о задержании его родственника сотрудниками полиции за совершение преступления (совершение ДТП, хранение оружия или наркотиков, нанесение тяжких телесных повреждений и др.);
- о необходимости получения приза. На мобильный телефон абонента звонит якобы ведущий популярной радиостанции и поздравляет с крупным выигрышем (телефон, ноутбук, автомобиль) в лотерее, организованной радиостанцией и оператором мобильной связи;
- CMC-сообщением сообщают о проблеме, с просьбой позвонить по определенному номеру, если номер недоступен - положить на него определенную сумму и перезвонить;
- о возврате утерянного имущества (гражданин размещает объявление об утрате документов, сотовых телефонов, ноутбуков, домашних животных и т.д. в сети интернет или через средства массовой информации (газеты, телевидение, радио). Злоумышленник звонит на указанный телефон и предлагает вернуть утерянную вещь за денежное вознаграждение, которое необходимо передать путем перевода денежных средств через платежный терминал. После перевода денег злоумышленник перестает выходить на связь;
Также часто используются следующие мошеннические схемы:
Ошибочный перевод средств. Абоненту поступает ложное sms-сообщение о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги "Мобильный перевод". Сразу после этого поступает звонок. Злоумышленник сообщает, что перевел деньги на его счет ошибочно и просят вернуть их обратно тем же "Мобильным переводом";
Услуга «Мобильный банк». Потерпевший к своей пластиковой банковской карте подключает услугу «Мобильный банк», с помощью которой на его абонентский номер приходят sms-сообщения о движении денежных средств по вышеуказанной карте. В дальнейшем потерпевший перестает пользоваться данным абонентским номером, однако услугу «Мобильный банк» от данного абонентского номера не отключает. Злоумышленник приобретает данный абонентский номер в компании сотового оператора и, воспользовавшись подключенной услугой «Мобильный банк» к данному абонентскому номеру, переводит денежные средства с банковской карты потерпевшего на свой абонентский номер;
Продажа через Интернет. Злоумышленник размещает объявление о продаже имущества в сети интернет. Потенциальные покупатели посредствам переписки по сети интернет или сотовому телефону договариваются о предоплате, которую переводят на абонентский номер сотового телефона, банковский счет и через другие платежные системы. Получив предоплату, продавец снимает товар с продажи и на контакт не выходит;
Получение компенсации за приобретение БАД. Гражданам, ранее неоднократно заказывавшим биологически активные добавки, поступает звонок от злоумышленников, которые представляются сотрудниками правоохранительных органов. Сообщают, что мошенники, у которых приобретались БАДы, задержаны. И все кто покупал у них БАДы, имеют право на компенсацию, но для получения ее необходимо оплатить комиссию;
Хищение денежных средств с банковских карт. На сотовый телефон абонента приходит сообщение о том, что его банковская карта заблокирована, и ему предлагается бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации. Владелец карты звонит по указанному телефону. Злоумышленник представляется сотрудником банка и для разблокировки просит сообщить номер карты и пин-код. Получив реквизиты пластиковой карты, злоумышленники переводят денежные средства на номер своего телефона. Либо просят подойти к ближайшему банкомату и проделать определённые действия, якобы для повторной регистрации карты, в результате которых денежные средства переводятся на счет злоумышленников.
Уважаемые горожане!
Будьте бдительны и осторожны! Не поддавайтесь на уловки мошенников! Ни при каких обстоятельствах нельзя передавать третьим лицам секретную информацию, размещенную на обратной стороне вашей банковской карты, а также передавать коды, которые приходят вам на телефон в смс-сообщениях. Также не следует подходить к банкомату и вводить данные, которые вам передают мошенники. Поступая так, вы предоставляете мошенникам доступ к своим деньгам.
Обо всех фактах мошенничества Вы можете сообщить в ближайший отдел полиции или по телефону 8(84545)4-36-41, 4-41-21 (телефон доверия) или «02» (по мобильному телефону – «102» или «112»).