Все новости
Статьи
22 Июля 2019, 14:00

«Деревня так и не вышла из меня»

В доме вкусные, сытные запахи свежего творога и одуванчикового масла, на кухонном столе – «летающая тарелка»: большой блестящий таз накрыт другим, чуть поменьше. Там ждет своего часа сдобное тесто.



В доме Бочковых просторно, нет лишней, бесполезной мелочи, гостевое и личное пространство отвечают главному требованию: должно быть удобно и гостям, которые любят здесь бывать, и хозяевам.



«По воскресеньям ведро теста»


Разве думала когда-то деревенская девочка Надя, что станет хранительницей истории села, организатором ежегодных встреч односельчан, на которые приезжают не только из Ростова, Санкт-Петербурга и Сибири, но и из США, Израиля?


– Семьи у нас, в Кожай-Максимове были большие. У моего деда Иллариона шестеро дочерей, нас у родителей – пятеро детей, – вспоминает Надежда Сергеевна, ловко управляясь с тестом. – Поэтому в воскресенье у нас всегда стояло ведро дрожжевого теста, да еще и в тазу пресное намесим. Когда вышла замуж в татарскую семью (мама супруга Александра – татарка родом из Ермекеевского района), радовалась, что у них больше предпочитают пресное сдобное тесто.
Первым делом хозяйка начала разделывать готовое тесто на сюкоры – сдобные лепешки.


– В нашем детстве сюкоры были необычайно ароматными, – делится рецептом Надежда Сергеевна. – Тесто замешивали на свежей пахте* с добавлением сливок. Сейчас я делаю его на нашем белебеевском кефире, он самый подходящий. На литр кефира добавляю граммов триста размягченного одуванчикового сливочного масла, я его впрок закупаю, в мае и июне, когда коровки пасутся на лугах, усыпанных золотистыми цветами. Посмотри, какое оно желтое! Также в тесто кладу немного соды, погашенной уксусом, и с полстакана сахара. Муку добавляю постепенно. Тесто должно само отставать от рук. Вот оно какое получилось, пышное, живое. После замеса оно должно отдохнуть. Когда замешиваю на семью, ставлю в холодильник, а сегодня пеку на Троицу, такой таз и в холодильник не поместится, пусть отдыхает на столе.
Хозяйка отделяет порции теста на лепешки руками.


– Деревня из меня так и не вышла, не стала я городской. Все, что связано с тестом, делаю руками.
Разложив сюкоры на листе, Надежда Сергеевна зовет на помощь самую младшую внучку, Сашулю. Девочка приминает тесто вилкой, чтобы при выпечке оно не сильно поднималось. В Оренбургской области такие полоски на лепешках тамошние мордовские хозяйки называют приступками, видимо, от слова «пристукнуть, приступить (надавить)».


– Сюкоры любят попариться. Вынув лист из духовки, нужно сложить их снова в таз и накрыть, а не то «деревянными» станут, – раскрывает она секрет. – На празднике все в первую очередь берут со стола сюкоры, а потом спрашивают: «Можно, я еще с собой возьму? Пусть внук попробует». Самое вкусное – полакомиться ими, запивая молоком из холодильника!


«Терпите до Троицы»


В селе Кожай-Максимове, что в окрестностях поселка Приютова, всегда жилось сытно, изобильно. В излучине небольшого притока реки, под сенью холмов, травы было вволю, держали по несколько коров, много свиней, птицу.


– Зимой делали запасы на лето, – вспоминает Надежда Сергеевна. – Кроме погреба, где хранились овощи, у каждой семьи ледник. В него набивали снег, на который складывали мясо, затем опять слой снега. Летом снег постепенно таял, хозяйки доставали из ледника мясо. Много солили сала, слегка подкоптив его в бане, вешали в чулане под потолок. Там же висела до Троицы буженина: свиной или бараний желудок, набитый мясом, смешанным с солью и перцем. Мясо постепенно вялилось, становилось со временем все вкуснее. Ароматы были такие, что мы с большим нетерпением ждали Троицу.
В реке в огромном количестве водился голавль, после рыбалки выпускали его в бочку с водой, которая стояла в огороде. Рыбу тоже солили и коптили в бане, протапливая печь ольховыми ветками и древесиной старых яблонь.


На праздник сельчане шли в сосновый бор, раскинувшийся на горе, над деревней. Бор был разделен на участки, закрепленные за отдельными семьями, которые должны были убирать там сухостой и валежник, вырубать поросль дикой вишни и малины.


– Раньше в бору порядок был, старики Илларион (наш дедушка) и Нестор строго смотрели за тем, чтобы в деревне и вокруг нее было чисто. Даже лишние тропинки в бору не разрешали прокладывать, ходили по тем, что уже были. В бору, где прекрасная акустика, было специальное место для танцев – кишчема тарка. Дед Илларион следил и за очисткой родников, чтобы они не заиливались и не прорывались потом в неожиданных местах на дне реки. Тогда можно было спокойно переходить речку вброд, теперь там родниковые ямы, а это очень опасно. Люди называли их «Ларька деда лисмать» – родники деда Ларьки.
Неторопливо ведя рассказ, Надежда Сергеевна поставила на стол тарелку с мелко нарезанным на кубики соленым салом – начинкой для тёмаров.


– Тёмары в летнее время заменяли мясные блюда, – объясняет она. – Свежее мясо бывало на праздники или когда дорогие гости приезжали. А это блюдо сытное, да и готовить его – дело нехитрое.
И в самом деле, обычное пельменное тесто мы раскатали на колбаски и нарезали на кусочки. Разминая тесто руками, вкладывали кусочек сала, и защипав тесто, скатывали его в шарик. Шарики «отправлялись» в таз, дно которого присыпано мукой. За разговорами налепили с полсотни. За это время в духовке подрумянились сюкоры, на плите закипела в кастрюле вода. Тёмары можно замораживать, отваренные в жирном бульоне – брать с собой на природу, шарики не слипаются между собой. Но в горячем виде, в бульоне, со свежей зеленью с огорода и сметаной они гораздо вкуснее.


От предков досталось немало


На столе терпеливо дожидались своего часа огромные чугунные сковороды. Видно, что старинные.


– Это наследство от Сашиной бабушки Фахригалям, которая жила в деревне Ново-Ермекеево. Настоящие, чугунные! Никакая выпечка в них не пригорает, – уверяет Надежда Сергеевна.
На сковороде она разминает сдобное тесто, из которого делали сюкоры. Пласт получается тонким, с невысоким бортиком.


– Это будет топонь пряка каймака – заливной пирог с творожной начинкой, – слышу я и внимательно наблюдаю за ловкими руками хозяйки, смешивающей в миске творог с тремя свежими яйцами. – Сахара много не кладу, он и в тесте есть, да и потом я его залью сметаной, смешанной с сахаром.
Рассказы моей собеседницы о родной деревне можно слушать бесконечно.



Кожай-Максимово постигла бы участь тысяч деревень, которые ушли в небытие, после того, как жители отправились на стройки социализма, в большие города и небольшие поселки, где зарабатывать было легче, чем бесконечным крестьянским трудом.


– После того, как деревня опустела, пять лет я не могла поехать туда, – признается Надежда Сергеевна. – Очень расстраивалась, плакала. Вспоминала отца, сельского учителя, который был и парторгом в совхозе, и комбайнером в летнюю страду. Потом все же поехали, посидели около своей усадьбы. Я ведь была папиной дочкой, ходила за ним «хвостиком». До сих пор помню односельчан, даже обстановку их домов. Решила все это записать, пока не забылось. В 2006 году перед Троицей обзвонили односельчан, предложили им собраться на Троицу в бору, на родине. Приехали человек 20, пять семей.
Надежду Сергеевну поразило, с каким вниманием слушали люди, стоявшие на большой поляне в сосновом бору, отрывки ее воспоминаний, как удивлялись мельчайшим деталям, оставшимся в памяти, тому, что сохранила родной язык. Кто-то добавлял свои воспоминания, Сергей Трофимов помог восстановить схему деревни. Пригодились и документы, найденные в архивах, фотографии, сделанные Александром Бочковым, в том числе и с высоты птичьего полета.



В 2007 году Бочковы впервые, хоть и с опаской, взялись за организацию празднования Троицы в селе, которое не захотело остаться в забвении. Теперь в сосновый бор на троицкие гуляния каждый год приезжает все больше гостей, «подтягиваются» земляки из Туймазинского района, в этом году обещали приехать из Бакалинского.


Предки уроженцев Кожай-Максимова перебрались с Нижегородской земли. Самые распространенные фамилии имеют на Нижегородчине свои корни. Есть там городки Байково и Семенов, территория, называемая Трофимовщиной. Происхождение названия «Кожай» современные этнографы связывают с именем князя Камая. В старину, по воспоминаниям жителей деревни, очень шустрых, бойких мальчишек называли «кама». И кожай-максимовцы «привезли» память с родины. Красивейший уголок природы за селом называется Алатырь, в честь реки, на которой стояло их село Ташто-Мурзы.


«Гвоздем программы» на мордовском столе всегда были пельмени – прякинеть (маленький пирог). У хозяек было принято кичиться, чьи пельмени крупнее. Чем важнее гость, тем крупнее прякинеть. В начинке обязательно должно быть три вида мяса: свинина, говядина и баранина, лук, соль и перец, по желанию можно добавить сырого картофеля. Но нужды такой у жителей деревни не было – мяса всегда хватало. И у Бочковых довелось отведать настоящих прякинеть. Кстати, есть их нужно руками, иначе вкуснейший бульон останется в тарелке.


На столе земледельцев были самые простые, но сытные блюда: мучные, молочные, мясные.


«Вот поэтому мы такие красивые», – улыбается Надежда Сергеевна. Супруг Александр, с аппетитом поевший тёмаров и пельменей, соглашается с ней.
На ближайшие выходные, дорогие читатели, у вас выбор большой. Мне кажется или вам точно хочется попробовать хотя бы одно из четырех блюд, рецепты которых привезли крестьяне-переселенцы с далекой Нижегородчины и бережно сохранили в деревне Кожай-Максимово?


* Молочная сыворотка
Читайте нас: