Все новости
Статьи
19 Апреля 2019, 15:31

Наказ внука выполним!

Осенью прошлого года, когда провожали Руслана на службу в армию, он сказал своей бабушке: – Бабуль, 9 мая меня не будет дома, так что ты пройдешь с портретом прадедушки в колонне Бессмертного полка

– Поэтому я должна быть в полной «боевой форме», чтобы выполнить поручение внука, – улыбается постоянная читательница нашей газеты Зайтуна Шакировна Ахзибзянова.


Ветеран труда с гордостью рассказывает о своей семье, родных:


– Внук учился в начальных классах гимназии № 1, и накануне Дня Победы учительница попросила своих учеников рассказать о родственниках – участниках Великой Отечественной войны. Мы с дочерью предложили ему оформить стенную газету, посвятив ее моему отцу, который приходится Руслану прадедом, – на большом листе ватмана написали заголовок «Поклонимся великим тем годам...». Помогал и мой старший брат Забир. Он был кадровым военным, и у него дома хранились фронтовые документы отца, в которых записаны даты службы, награды и другие сведения. Все это мы занесли в стенгазету, приклеили также фотографию нашего фронтовика – Шакира Ахметзяновича Ахибзянова. Стенгазета участвовала на школьной выставке, потом нам ее вернули.


Она пригодилась, когда мы с семьей поехали в деревню Нижнее Аврюзово Альшеевского района, чтобы поздравить нашего отца с юбилеем. Да с каким! Тогда, летом 2008 года, ему исполнилось 90 лет! Собралось много родственников, с которыми мы торжественно отметили такую солидную дату. Руслану в тот год исполнилось десять лет.



…20-летнего Шакира Ахибзянова в 1938 году призвали в Красную Армию, направили на Дальний Восток, в Приморский пограничный округ. Он и его сослуживцы гордились тем, что являются солдатами дивизии, награжденной орденом Красного Знамени за успешные боевые действия на озере Хасан, где наша армия воевала с японскими самураями, нарушившими границы СССР. Когда в 1941 году началась война, дивизию срочно перебросили на оборону Москвы. Фронтовик рассказывал иногда, как солдаты, офицеры по железной дороге ехали на запад:


– У нас было приподнятое настроение. С нами ехали офицеры, которые участвовали в боях за Хасан, имели представление о войне. Они настраивали нас на защиту столицы СССР. Помню, в теплушках пели песни, популярные в те годы: «Славное море – священный Байкал», «По долинам и по взгорьям» и другие. Когда прибыли на место, перед нами была поставлена задача: не допустить, чтобы гитлеровцы взяли Москву! Наша дивизия заняла оборонительную позицию на том самом месте, где почти 130 лет назад шло знаменитое Бородинское сражение. На линии Можайск – Волоколамск – Калуга мы держали оборону в самые сложные дни с 12 по 17 октября, когда решалась судьба не только Советского Союза, но и войны в целом. Против советских войск Гитлер бросил корпус из танковых, пехотных и моторизованных дивизий, а также СС-дивизии. Против этой мощи стояли мы – не так хорошо вооруженные. Но немцы не смогли осуществить молниеносную войну, когда планировали взять Москву и этим сломить советский народ. У них не получилось! Вся страна тогда жила тревогой за столицу, и когда мы отбросили врага, народ поверил, что выиграем войну. А она оказалась долгой, страшной, с большими потерями...


В конце 1941-го – начале 1942 года башкирский парень в составе своего батальона участвовал в кровопролитных боях под Наро-Фоминском, Звенигородом, стал участником знаменитой битвы на Курской дуге в 1943 году, после которой Советская Армия перешла в наступление и погнала врага к его же границам.

Фронтовик не любил рассказывать о войне: ему было тяжело вспоминать о тяжелых годах. Он терял товарищей, видел кровь, смерть, которая могла в следующий миг настигнуть и его. С тяжелым ранением он лежал в госпитале города Орле, и ему дали краткосрочный отпуск домой. Здесь его не видели пять лет! Врачи комиссовали его как не пригодного к военной службе, и он был направлен в Алкино, где в учебной дивизии обучал новобранцев военному делу. Он не мог смириться с тыловой службой и неоднократно писал рапорты с просьбой отправить на передовую.


Наконец сержант добился своего, и его направили на фронт, где он нашел свою дивизию и в ее составе воевал до Победы в мае 1945 года. После войны его назначили водителем начальника штаба дивизии, домой он вернулся только в 1946 году. В общей сложности он прослужил в армии семь лет, четыре из них – на войне. Не каждый, кто начинал воевать в 1941 году, увидел желанную Победу! Он награжден двумя медалями «За отвагу», орденом Отечественной войны, медалью «За оборону Москвы», «За победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов»…


Зайтуна Шакировна продолжает свой рассказ:


– Когда внук учился в сельхозтехникуме, вместе с преподавателями и сокурсниками впервые прошел в колонне Бессмертного полка. Помню, как они с друзьями искали сведения в интернете, где, представляете, нашелся портрет нашего фронтовика! И обнаружились интересные для нас документы – наградные листы, где подробно описываются бои, в которых участвовал наш отец, его подвиги, за которые военный шофер был награжден боевыми медалями, орденом. Очень необычно читать эти приказы – как будто время повернуло на 70 с лишним лет назад, когда молодой сержант из Башкирии вместе с однополчанами из разных концов СССР защищал страну от фашизма...


– Так от внука я узнала, что в интернете есть разные электронные базы архивных документов, – делится своими впечатлениями дочь фронтовика. – Например, на сайте «Мемориал» можно найти сведения не только о тех, кто погиб, но и о тех, кто пропал без вести, кто попал в плен. А на другом сайте – «Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне» – размещены материалы о фронтовиках, вернувшихся домой живыми. Ими заинтересовалась также моя племянница Маргарита Ахибзянова, которая тоже готовила реферат о своем деде-фронтовике. Она живет в Уфе. Портрет нашего участника войны пронесли в составе Бессмертного полка и в городе Белорецке, где жил старший брат, который вместе со своим внуком оформлял снимок нашего отца, заказал для малыша военную форму…



– Вернется внук со службы, на следующий год возьмем с собой на марш и внучку, – так на решительной ноте завершила собеседница свой рассказ.


Ася Кабирова
Читайте нас: