Все новости
Статьи
5 Февраля 2019, 15:50

Любимец Мельпомены

Почему мы увлекаемся театром? Что неодолимо влечет на сцену? Над этим вопросом давно бьются ученые и психологи, но до сих пор любовь к искусству и актерскому мастерству остается загадкой.



Начиная с глубокой древности и дохристианских времен, люди реализовывали свое духовное эго с помощью перевоплощения. Надевая маску, ее обладатель отождествлял себя с новым проявлением собственного «я», но уже в потустороннем мире. Психологи называют это скачком в другую реальность. Святочные вечера с ряжеными в «личинах» на Руси, карнавалы Апокриес в Греции с рогатыми и увешанными колокольцами джамаларами, пурпуридами и каркалузами, прочие обрядовые моменты перешли от почитания природы и богов в представления на театральных подмостках. Но как долог был путь становления современного театра!


Можно бесконечно говорить об этом виде искусства, упоминая театр Древней Греции, скоморошьи представления на средневековых ярмарках и изысканные перформансы в залах дворцов европейских монархов. Но заглянем за кулисы одного спектакля сегодня, чтобы понять, чем же так привлекателен драматический театр для зрителей и актеров любого возраста.


«Ожидание праздника лучше, чем праздник…»
Для зрителя прелюдия сказки начинается с вопроса «Нет ли лишнего билетика?», со входа в сияющее фойе Центрального дворца культуры, где за закрытыми дверями в полумраке зрительного зала еще вершатся последние таинственные приготовления в святая святых – на сцене, с больших зеркал гардероба, где наводится последний лоск для выхода в свет. Завораживает неповторимая атмосфера мероприятия. Нужно успеть купить программку, встретиться и поговорить с друзьями, выпить кофе. Чутко прислушиваясь к звонкам, дождаться третьего и войти в огромный зрительный зал, чтобы отыскать и, наконец, занять свое место…
И все это – с трепетом и радостным ожиданием того самого необычного, чего не существует в реальной жизни!
Театр начинается с вешалки, и градус настроения зрителя поддерживают улыбчивые гардеробщицы Разиля Султанова, Ольга Акименкова, Гайния Сафина. Ловко размещают верхнюю одежду, выдают номерки и вежливо напоминают о сохранности содержимого ваших карманов.

Самый Главный Контролер – серьезная и бдительная Венера Спиридонова.

– Во Дворце культуры я с 2001 года, ­– говорит Венера Галимзяновна. ­– Очень нравится здесь работать! Слежу за порядком в зрительном зале, помогаю посетителям найти указанные в билетах места, сопровождаю инвалидов. На концертах эстрадных национальных исполнителей всегда полные залы, а также все билеты раскупаются на приезжих знаменитых гастролеров. Приходит очень много зрителей на детские представления, ребята приезжают со всего района. Малышам и школьникам очень нравятся постановки наших коллективов. Особые плюсы работы? Все концерты смотрю и наслаждаюсь бесплатно, – улыбается контролер
Они настоящие!
В театре все условно. Озеро – надувной бассейн, тростник на «берегу» сделан из пластмассы, снежные сугробы оказываются ватой, а деревья нарисованы на картоне. Но вот выходят артисты, разворачивается сюжет, и условности воплощаются в настоящий окружающий мир так же, как актеры перевоплощаются в их героев. Стирается грань между вымыслом и реальностью. Мы, зрители, боимся, что Нина Заречная может оступиться и упасть в озеро, вздрагиваем от шума грозы и сверкания молний вместе с Катериной Кабановой, чувствуем озноб, когда в сугробах оказывается брошеная мачехой бедная Настенька… Все оживает и воздействует на наши чувства – слух, зрение, осязание. Мы испытываем страх или радость, оправдываем или осуждаем героев. И чем талантливее труппа и опытнее режиссер-постановщик, тем реалистичнее театральная постановка.


«Вот оно, закулисье!»

Заглянем же за кулисы, чтобы приглядеться к рождению праздника!
В современных спектаклях заняты не только актеры. В их создании участвуют художники-декораторы, дизайнеры костюмов, создающие эскизы, мастера пошивочных цехов, гримеры и парикмахеры, осветители, звукооператоры, рабочие сцены, а «дирижирует» спектаклем за кулисами помощник режиссера, «помреж», как обычно называют коллеги. Вовремя поднять или опустить занавес, включить синий или красный прожектор, переместить декорации, пригласить артистов к выходу, запустить в работу или остановить машинерию и многое другое контролирует именно он.

В роли помрежа на сцене нашего Дворца культуры выступают сами руководители творческих коллективов. И не беда, что костюмы иногда сочиняются и шьются самими театралами, актеры делают друг другу прически, а искушенные в искусстве макияжа девочки помогают мальчикам загримироваться. Все это – моменты чуда, создаваемого своими руками!

«Вот оно, закулисье! Самое интересное здесь», – говорила смешная Масяня. Действительно, за кулисами – все таинства театра и особая атмосфера для самих актеров и их поклонников.
Новый театральный сезон и Год театра открыла январская премьера сказки «Двенадцать месяцев» театра эстрадных миниатюр «Паяц». В гримерках – женских и мужских – уже нет ребят, а есть Принцесса и Придворные, злая Мачеха с Дочерью и Падчерица, Январь, Февраль и остальные десять братьев-месяцев, подарившие доброй девушке пресловутые подснежники. Актеры «входят в образ», повторяя роли и облачаясь в костюмы.

Как и полагается, здесь царит творческий беспорядок. У зеркал – грим и расчески, на столах и вешалках – вороха костюмов и одежды. По ходу спектакля необходимо поправлять прически, макияж, при необходимости – быстро переодеться.


«Реквизит заряжен!»
А это значит, что он приготовлен к спектаклю, и посторонним нельзя трогать его руками. Такова театральная традиция. Возможно, детали костюмов, посуда, цветы и другая бутафория не перестанут излучать определенную энергетику для актеров, но запрет исключает риск затеряться в самое неподходящее время мелким вещам.
Почему театр?
Что заставило знаменитого Мольера бросить родной уютный дом, сколотить команду лицедеев и до конца жизни ездить в фургоне, сочиняя комедии для ярмарочных балаганов? Почему благовоспитанные барышни прошлых веков стремились в «актерки» несмотря на то, что призвание считалось аморальным? Почему же нет отбоя от абитуриентов в наши дни на театральные отделения всех учебных заведений культуры и искусств страны?
Анастасия Ипатова, исполнительница роли капризной Принцессы:

– После окончания школы искусств по классу фортепиано я хотела продолжить занятия творчеством и потому по рекомендации мамы попала в «Паяц». Выбрала театр потому, что мне нравится примерять разные образы, соответственно переживать разные состояния и познавать себя изнутри! Благодаря занятиям в театре эстрадных миниатюр я стала коммуникабельной, более раскрепощенной, мне стало легче общаться со сверстниками, с окружающими людьми. Наш руководитель и педагог Ляйля Мансуровна Воронова очень энергичный, яркий, жизнерадостный человек, заражающий нас жизненной и творческой энергией! Думаю, что свяжу свое будущее с театром, освою профессию режиссера. Надеюсь, что получу образование в Уфе, на театральном факультете института искусств.
Вопрос адресую руководителю «Паяца» Ляйле Вороновой. Певица, обладающая роскошным голосом с уникальным тембром, еще будучи абитуриенткой Самарской академии культуры и искусств, решила все-таки получить образование театрального режиссера. Прошла путь от режиссера массовых праздников до руководителя театрального коллектива.

– В молодости все кипят идеями и готовностью к созиданию, авторы ищут универсальное средство для воплощения замыслов. Театр эстрадных миниатюр – это тот оптимальный вариант, когда обо всем можно сказать зрителю емко и коротко. Актеры ТЭМ могут участвовать в постановках любого жанра – от двухчасового классического драматического спектакля до минутной пантомимы. Репертуар ТЭМ рассчитан на широкий спектр зрителя, на большую аудиторию. Каждый зритель найдет в постановках что-то свое. Эстрада позволяет воплотить любую фантазию режиссера с помощью всех видов искусства – хореографии, вокала, инструментальной музыки, песенной поэтики и художественного слова, на помощь режиссеру приходят технологии и мультимедиа, что делает спектакли зрелищными и неповторимыми.


Анна Лапина
Фоторепортаж Елены Торгашовой


Читайте нас: