НАШ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОРОД
Эта же дата известна из «Энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона», который в России 19 века считался самым достоверным и полным источником информации. Вот что здесь написано: «Белебей –уездн. город Уфимской губ., в 167 вер.к ЮЗ от Уфы, на правом берегу р. Белебейки. Первое заселение местности чувашами и места, занимаемого городом, относится к 1745 г.; в 1781 г. Белебей сделан уездным городом; в 1797 г. упразднен, а в 1802 г. восстановлен. Жители занимаются земледелием, пчеловодством и мелкой торговлей. Население 4450 д. об.пола (1888). В городе 2 православные приходские церкви и одна домовая, магометанская мечеть. Жилых домов 458, лавок 106, больница, водочный завод, два мыловаренных. Скота в 1887 г. было: лошадей 600, рогатого скота 750, овец 500, коз 180, свиней 100».(Стиль оригинала сохранен. – Примеч. ред.).
… Если бы была возможность глубже изучить архивы и печатные издания в Уфе, Санкт-Петербурге, Оренбурге, Самаре, наверняка, нашлись бы и другие факты о «рождении» и развитии нашего города. Пока же будем отталкиваться от того, что у нас имеется.
В любом случае, Белебей стал интернациональным в связи с историческими событиями, которые происходили в 16–18 веках. За точку отсчета можно взять 1552 год, когда Иван Грозный завоевал Казанское ханство, после чего царь обратился к башкирам с предложением добровольно войти в состав Русского царства. В 1557 году башкиры получили жалованные грамоты от царя, которые стали договором между Российским государством и башкирами.
В течение последующих 200 с лишним лет в нашем крае происходили различные события. Например, проводилось обращение в православие жителей бывшего Казанского ханства – татар, чувашей, мордвы и других «инородцев». Недовольство насильственным крещением повлекло за собой бегство людей в восточные регионы России, в том числе на башкирские земли.
Здесь тоже было неспокойно. Башкирские восстания 1735–1740 годов были подавлены, и после указа императрицы Елизаветы Петровны о разрешении свободно продавать башкирские земли пришлому населению, прежде всего русским служилым людям, здесь появились новые поселенцы. Например, целые деревни мещеряков, которых переселили из Симбирской, Пензенской и других губерний для охраны восточных границ Оренбургской губернии (создана в 1744 году). Предположительно в это время и на берегах речки Белебейки появились подобные переселенцы. По мнению краеведа Ф. Доброхотова на этом месте «существовал небольшой мусульманский городок». (Доброхотов Ф.П. «Урал северный, средний, южный». Петроград, 1917 год).
Позже сюда были переселены крещеные чуваши, которые затем были изгнаны за участие в восстании под руководством Е. Пугачева и С. Юлаева. Произошло это после 1773–1775 годов, когда восстание было подавлено.
ИЗГНАНИЕ И ВОЗВРАЩЕНИЕ «ИНОРОДЦЕВ»
Известно, что в 1781 году в новом губернском городке Белебее было всего 50 домов. Казалось бы, за что такая честь маленькой по сути деревушке? На выбор административного центра, по всей вероятности, повлияло несколько обстоятельств. Одно из них – поселение находилось в эпицентре владений горнозаводчиков Осокиных, являвшихся тогда одними из видных и богатых горнопромышленников. К тому же Белебей находился на выгодном стыке дорог из Казани в Оренбург и из Уфы в Самару.
В поселении жили в основном русские. (Вспомним указ императрицы Екатерины о запрете «инородцам» жить в черте городов). Чувашей отправили на выселки (Мало-Белебеевку), татары поселились по соседству с ними за оврагом, который появился по течению родников, что и сегодня бьют около городского пруда, образуя речку, которая втекает в Белебейку.
Со временем категорический запрет сошел на нет, и к началу XIX века на западной окраине Белебея появились дома, в которых жили приезжие люди татарской и других национальностей. В 1832 году в городе «жили 300 душ»; в 1836 году – 520 мужчин и женщин. Можно утверждать, что к этому времени здесь была мечеть. Подтверждением тому служит архивный документ – список мечетей Оренбургской губернии, которым в 1835 году были высланы метрические книги для записей о рождении, смерти, бракосочетании белебеевских мусульман (И295, фонд 8, дело 22).
За прошедшие 10 лет население увеличилось вдвое. Об этом свидетельствует статья в газете «Оренбургские губернские ведомости» от 28 сентября 1846 года – «Топографические и статистические записки, веденные во время проезда из Уфы в город Стерлитамак и Белебей». В ней дается очень нелестное описание города: «…Самый бедный город... Здания в городе: церквей православных 1, мечетей 1, казенных домов каменных 1, деревянных 1; частных деревянных 238 домов, каменного ни одного. Сверх того вновь выстроен каменный винный подвал. Жителей в городе Белебее мужеского пола 1000, женского 776; всего же 1776 душ; более трех четвертей исповедуют веру православную, а прочие – магометанскую».
Интересно посмотреть на генеральный план города, составленный в 1868 году «с назначением проэкта кварталовъ, улицъ, площадей и пустопорожнихъ номеровъ, дворовыхъ местъ, применяясь къ натуральному положенiю строенiй». На нем мы видим три улицы так называемого «татарского конца» в Белебее – Татарская, Мечетная (ныне Интернациональная) и Крайняя.
ФОТО Карта Белебея. 1868 год. Татарский конец
Поселение у горы Долгой
Мечеть. Постройка 1905 года