Надо вспомнить историю нашего многонационального края. Императрица Екатерина Вторая после подавления восстания под предводительством Е. Пугачева, издала указ, в соответствии с которым «инородцам», в том числе башкирам, татарам, чувашам разрешалось селиться лишь в окрестностях городов. В связи с этим интересна судьба этого уголка нашего города, который до сих пор называют Мало-Белебейкой. Здесь две улицы – Дружбы и имени 60-летия СССР, которые являются частью города Белебея, в состав которого их включили в 1982 году.
Теперь заглянем в историю еще глубже.В 1720–1722 годы российский император Петр I издал несколько указов о христианизации народов Поволжья. В соответствии с ними для принявших православие на три года предоставлялись льготы (освобождение от податей и сборов, от рекрутской повинности),выдавали кресты, деньги, одежду. Это сыграло определенную роль, но желающих сменить языческую веру оказалось не так много. Через 20 лет, уже при царствовании Елизаветы Петровны, стало практиковаться массовое насильственное крещение народностей Поволжья. Была создана Hовокрещенская контора с большим штатом проповедников, чиновников и командой солдат. Инородцев – татар, чувашей, черемисов, марийцев и других крестили силой оружия и обманом, правительство отказалось от своего обещания предоставить вознаграждение и льготы тем, кто стал православным.
Это вызвало недовольство населения, и в 40–50-е годы ХVIII века началась массовая миграция инородцев в другие районы – в Закамье, Приуралье и Самарско-Саратовское Поволжье. По данным историков, малоземелье тоже было одной из причин массового переселения крестьян из Чувашии и Казанской губернии в Оренбургскую губернию, в составе которой были и башкирские земли. В том числе и на земли вдоль реки Белебейки. Об этом напоминает еще один указ царицы Елизаветы Петровны «…о разрешении свободной продажи башкирских земель пришлому, небашкирскому народу, в первую очередь русским служилым…»
Кстати, упоминание о нашем городе впервые встречается в исторических документах 1715 года, свидетельствующих о том, что на берегу реки Белебейки селились разные народы. Например, в делах Уфимской провинциальной канцелярии («Записные книги города Уфы») упоминаются речка Белебей и другие: Арбуляк, Кыдаш, Агирязи. На их берегах селились пришлые люди. Например, ясашные татары Янклыч Азиков, КельместТыбаев и другие обязуются не ходить в вотчинные владения башкир Иланской волости Казанской дороги СюндюкаУразаева, ЯркеяЯнчурина, КарманаяБагаева и других (запись от 19 марта 1715 года). В другой записи этого же года (от 15 июня) упомянуты башкиры УсейнУрсяков и СюндюкУразаев, которые припустили в свои вотчинные земли татарина КадыраТогашева с братьями и племянниками с разрешением строиться, а также «пашня пахать и сено косить, …бревна, дрова рубить, и лубья снимати, и в лесу вновь борти делать, всякого зверя, и птицу, и рыбу ловить… а с тое вотчины в казну великаго государя ясак платить…»
Таким образом, в начале XVIII века вдоль речки Белебейки селились башкирские племена, которые, как известно, были кочевым народом, и им было выгодно продавать или сдаватьсвои земли в аренду новым поселенцам – татарам – для обработки, сбора урожая.
Исторические документы свидетельствуют о том, что в Белебее чуваши появились в 1757 году. Вадминистративной книге Оренбургской губернии за 1757 годбудущий уездный город обозначен как «новокрещенное село чувашей Белебеево». «Адрес-календарь Уфимской губернии» содержит сведения за 1917 год, из которого можно узнать, что Белебей в том году отметил 160-летие. Об этой дате свидетельствуют также исторические документы, связанные со строительством Самаро-Златоустовской железной дороги, и монументальный труд – историко-географический многотомник «Россия. Полное географическое описание населенных пунктов», изданный в 1914 году в Санкт-Петербурге. Таким образом, вдоль реки Белебейки в середине 18-го столетия стали жить люди разных национальностей – башкиры, татары, чуваши, русские.
Для крещеных чувашей была построена деревянная церковь во имя святого Архистратига Михаила. Насильственное крещение воспринималось белебеевскими чувашами неоднозначно, и почти через 20 лет они сожгли церковь, присоединились к восставшим крестьянам под предводительством Е. Пугачева.После этих событий новокрещенные чуваши вышли из доверия властей и в 1781 году были выселены запределы города на одну версту, где они основали выселок Малую Белебейку.
Уроженец бывшего населенного пункта Александр Георгиевич Архипов рассказывает:
– Деревня Мало-Белебейка была расположена в живописной местности, среди холмов, полей и лесов, с богатым растительным и животным миром. Мне всегда была интересна ее история, и я много беседовал со старожилами, искал сведения в архивах. Когда в Национальном архиве РБ просматривал сведения Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 года (с.Мало-Белебейка, Белебеевский уезд Аксаковской волости), встречал фамилии с детства знакомые: Архиповы, Афанасьевы, Беловы, Варейкины, Добрейкины, Николаевы, Федоровы, Трофимовы, Захаровы. В то время в деревне насчитывалось около 80 дворов.
Вдоль деревне протекает речка Белебейка, которая здесь берет начало и питается множеством родников. Один из них, расположенный в центре деревни, пробился на поверхность в примечательный день – 9 мая 1945 года, так что его можно назвать родником Победы. Воды Белебейки впадают в Каспийское море (через реки Усень, Ик, Кама и Волга).
В годы гражданской войны на территории деревни проходили бои между белыми и красными. Гора Колдыби, расположенная прямо за деревней, была хорошей огневой точкой и переходила из рук в руки. Жители во время перестрелок прятались в подполах своих домов и слышали, как пули пробивали стену и вонзались в противоположную.
Родственник нашей семьи Василий Архипов возглавлял отряд красноармейцев, который с боями дошел до деревни Тузлукушево, где в засаде погибли все бойцы погибли. Они похоронены здесь, в братской могиле.
В годы Великой Отечественной войны многие жители ушли на фронт. Не всем было суждено вернуться домой, более полусотни человек погибли на полях сражений. Их имена высечены на памятнике, установленном на территории школы № 18. Среди воевавших были и 18-летние девушки, гордость земляков – снайперы Елизавета Варейкина, Людмила Добрейкина, Валентина Тимофеева, Елена Федорова. Мы, мальчишки, общались с ними.
Деревня входила в состав колхоза «Канаш». Первыми председателями колхоза были братья Варейкины – Александр Николаевич и Григорий Николаевич. В годы Великой Отечественной войны колхоз возглавляла Васильева (к сожалению, не помню имени), проживавшая в Белебее.
В военные годы в деревне был организован детский сад. Жители по очереди охраняли свои дома от ночных разбоев и пожаров, обходя улицы с деревянной колотушкой, которую изготавливали сами. Звук этой колотушки из детства помнится до сих пор.
Из рассказов отца помню, что колхоз был богатый. В деревне имелись магазин, кузница, мастерская по ремонту колхозной техники, а также конный двор, большой коровник, свинарник, телятник, курятник. Была и водяная мельница, обломки жерновов сохранились до сих пор. Это говорит о том, что речка была более полноводной, чем сейчас. Запомнился мне колодец с журавлем на конном дворе. А в курятник мы с ребятами ходили ловить кур для отправки на мясокомбинат в Белебей, собирали и яйца. Это был наш первый заработок, мы с гордостью отдавали его родителям.
Дети учились в начальной школе, директором долгое время был участник Великой Отечественной войны Федот Алексеевич Тимофеев. Здесь работал еще один участник войны – физрук Владимир Ефимович Архипов, а также учителя Валентина Леонидовна Васильева, Мария Васильевна Тимофеева, Валентина Васильевна Трофимова. Это были самые уважаемые люди.
После начальной школы дети продолжали учиться в восьмилетней школе в соседних деревнях Илькино или Аделькино. В 70-е годы начальную школу закрыли, в ее здании открыли клуб, заведующим был Александр Георгиевич Архипов. В клубе показывали фильмы и устраивали танцы, киномеханик Георгий Ефимович Архипов показывал фильмы прямо на улице: вместо экрана натягивали белую ткань, киноаппаратура была передвижная. Сельчане жили дружно, одной семьей. Вместе работали в колхозе, кто-то на городских предприятиях. Умели и весело отдыхать. Вот как рассказывает об этом Георгий Александрович Варейкин:
– В длинные зимние вечера устраивались шахматные турниры, которые организовывал Алексей Георгиевич Добрейкин. Весело проводили рождественские праздники с ряжеными, на Масленицу катались на санках с горы Колдыби (тогда на ней не было лесных насаждений), на Пасху на горе ночью разжигали костры.
Летними вечерами учащиеся школы прямо на деревенской улице показывали спектакли. Хорошо запомнился спектакль «Нарспи». Вместе ходили в лес по грибы, собирали ягоды, лечебные травы, заготавливали веники, дрова, косили сено. Купались в чистых водах речки Белебейки, играли в футбол, лапту, качались на качелях, сделанных заботливыми родительскими руками. Жители Мало-Белебейки принимали активное участие в сабантуе, который ежегодно проводился в деревне Илькино.
Излюбленным местом отдыха селян была территория под названием Малостав (ныне Белебеевский питомник). На Троицу собирались все вместе, приезжали родственники из других селений и городов.
В нашей деревне жили трудолюбивые люди. Например, в Национальном архиве РБ я узнал, как жил мой прадед. Георгий Георгиевич Архипов (1860–1929 г.р.) был из сословия государственных крестьян, главой семьи из девяти человек. Ему было 57 лет, три его сына служили (19,25 и 28 лет), а младший 17-летний трудился на сельхозработах – пахал, косил, работал в поле. В семье прадеда жила его мать, ей было 75 лет, две дочери (14 и 10 лет) были на иждивении, жена (55 лет) – косила, работала в поле. Так отмечено в переписи. В хозяйстве имелись: две лошади, одна корова, теленок (до года), бычок (до 2 лет), 10 овец, 5 ягнят, пахотных земель – 16 соток.
В 1982 году деревня Мало-Белебейка была присоединена к городу.
Александр Архипов, уроженец бывшей деревни Мало-Белебеевка
ФОТО. Г.Г. Архипов