«Городок с чудным названьем – и такой неповторимый!
Как очей очарованье, так и просится на рифму»
(Валерий Рахматуллин)
Какие исторические этапы прошел наш город?
Приведу выдержку из книги «Белебей: от века XVIII – к веку XXI» (Уфа, 2006 г.): «Город Белебей оставил яркий след в истории XVIII-го, XIX-го, XX-го века и уверенно шагает в XXI-м столетии. За годы своего существования он принимал разные «ипостаси». С 1781-го по 1795-й год он был уездным городом Уфимского наместничества, в 1795–1802 гг. – заштатным городом Оренбургской губернии. Статус уездного центра наш город получает вновь в 1802 году в составе Оренбургской губернии. В то время резиденция гражданского губернатора находилась в Уфе, а военного генерал-губернатора – в Оренбурге. В 1865 году из Оренбургской губернии была выделена Уфимская губерния, территория Оренбургской губернии значительно сократилась. Белебей вошел в состав Уфимской губернии. Через десять лет в Уфимской губернии были введены земские учреждения, и в Белебее разместилась уездная земская управа».
В 1957 году Белебей был возведен в ранг городов республиканского подчинения, стал одним из центров нефтедобычи. С завершением строительства завода «Автонормаль» в 1971 году добавился новый эпитет – город машиностроителей.
Согласно административной реформе 2004-2005 гг. Белебей приобрел статус городского поселения – центра муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 1536 создана территория опережающего социально-экономического развития «Белебей» (ТОР или ТОСЭР «Белебей»).
Почему в XVIII веке маленький захолустный городишко стал центром Белебеевского уезда?
Белебей – четвертый по возрасту «сын» в городской «семье» Башкортостана. Уфа основана в 1574 году, в этом году отметила 450 лет, Бирск (1663 г.), Стерлитамак (1735 г.) и Белебей (1757 г.).
Во второй половине XVIII в. Белебей сформировался как центр горнорудной промышленности: в окрестностях работали три медеплавильных завода, принадлежащие крупным промышленникам Осокиным. К тому же Белебей находился на стыке дорог из Казани в Оренбург и из Уфы в Самару, что сыграло важную стратегическую роль в его экономическом развитии и придании ему статуса административного центра Белебеевского уезда.
В это же время благодаря успешному земледелию начинается и спиртовое производство: первый винокуренный завод в сельце Знаменское построили Осокины (а во второй половине XIX века это дело продолжил помещик Деев, купивший завод).
При очередной административной реформе, начавшейся в Российской Империи после крестьянской войны 1773–1775 гг., Белебей круто поменял свой статус. В Указе нашему Сенату от «декабря 23 дня 1781 года», подписанному императрицей Екатериной II, говорится: «Всемилостивейше повелеваем Нашему Генерал-поручику, правящему должность Генерала-губернатора Уфимского и Симбирского, Якоби в январе наступающего 1782 года исполнить по Учреждениям Нашим от 7 ноября 1775 года в наместничестве Уфимском, составя оное из двух областей, Уфимской и Оренбургской, из коих к первой принадлежать будут восемь уездов, а именно: Уфимский, Бирский, Мензелинский, Бугульминский, Бугурусланский, Белебеевский, Стерлитамакский да Челябинский, который отделить от Пермского наместничества; к Оренбургской же области четыре уезда: Оренбургский, Верхоуральский, Бузулуцкий и Сергиевский. Вследствие чего пригороды и селения, по коим названы уезды, переименовать уездными городами…».
Как повлиял городской статус на развитие Белебея?
В XIX веке в Белебее бурно развивалось купечество. Со строительством Самаро-Златоустовской железной дороги в 1880-х годах появилась возможность расширения торговли и сбыта продукции. Железная дорога должна была пройти через Белебей. Об этом писал Петр Алабин, городской голова Самары, в статье «О Сибирской железной дороге Самаро-Уфимского направления»: «В дальнейшем своем протяжении (от Самары. – Ред.) путь этот может быть направлен через Бугуруслан, Белебей, Уфу, Челябинск к Уральскому хребту, перейдя его посреди богатейших уральских заводов, около Златоустовского, Миасского и других южнее Екатеринбурга».
Изыскания по направлению Самара – Уфа были произведены в 1882-1883 гг. Но существует краеведческая версия (об этом автору поведал бывший директор Белебеевского краеведческого музея Павел Федин), что белебеевские купцы, боясь конкуренции, не согласились, чтобы железная дорога прошла через город, поэтому железнодорожное полотно проложили в 10 верстах от Белебея. Тем не менее, первоначально на карте Уфимской губернии с указанием дорог – железных, почтовых, коммерческих и проселочных (22 сентября 1888 г.) – Белебей назывался дважды – как город и как железнодорожная станция.
В 1891 году станция названа в честь С.Т. Аксакова, а в 1912 году к Белебею из Аксакова была подведена железнодорожная ветка и появилась станция Белебей. Дорога служила людям ровно 100 лет. Сейчас действующим является только путь на завод «Автонормаль», проложенный в шестидесятые годы прошлого века.
Железная дорога придала новый импульс развитию нашего края. Возникают кумысолечебницы сезонного типа для лечения больных туберкулезом: Лечебная колония О.Г. Аксаковой при ст. Аксаково (1890 г.), «Русская Швейцария» И.П. Коншина при ст. Глуховская (1892 г.), кумысолечебница О. Шафрановой (1892 г.) и «Андреевская санатория» при ст. Аксеново (1898 г.).
К концу XIX века бывший уездный город Белебей становится столицей санаторного края!
Город жил насыщенной экономической и политической жизнью и оказался в центре революционных событий и гражданской войны.
Примечательно, что за месяц до Октябрьской революции в Белебее начала издаваться газета «Известия Белебеевского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов» (№ 1, 24 сентября 1917 г.) с явным революционным идеологическим уклоном. Первым редактором был пламенный революционер Михаил Котомкин.
Совсем не случайно город Белебей и почти вся территория тогдашнего уезда и современного района в годы революции и гражданской войны стали ареной жесточайшей борьбы и сражений. В Белебее Советская власть просуществовала до 25 июня 1918 года. И только через год в решительной схватке красноармейцев и белогвардейцев она была восстановлена.
Сколько лет тебе, Белебей?
В «Адрес-календаре Уфимской губернии на 1917 год», где наряду с такими календарными сведениями, как «Год 1917–365 дней, от сотворения мира 7425 год, Рождества Христова 1917 год», «От основания Государства Российского 929 год, воцарения дома Романовых 304 год», есть и даты: «Основания города Уфы 331 год», «Основания города Белебея 160 год», «Открытия Самаро-Златоустовской железной дороги 29-й год» (стиль написания сохранен. – Авт.). Произведя элементарное арифметическое действие, приходим к выводу о том, что Белебей основан в 1757 году. 1757 год в качестве даты основания Белебея называется и в капитальном труде «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества», Т. 5, С-Петербург, 1914 г. (под редакцией В.П. Семенова-Тянь-Шанского) и в небольшой брошюре протоиерея Транквиллиана Земляницкого «Михайло-Архангельский собор г. Белебея», изданной в 1916 году в г. Уфе».
Белебей достойно завершает свой 267-й год! Но, к сожалению, с 1981 года история города начала свой отсчет от даты Указа нашему Сенату (23.12.1781 г.). Почему возникли эти исторические метаморфозы, читайте в следующем номере «БИ».
Фото из архива редакции