Как сохранить здоровье в сезон простуд. Десять вопросов врачу
Все новости
Общество
25 Августа , 12:01

Лучшего и не надо

Состоялся республиканский августовский педсовет, в эти дни прошло совещание педагогических работников Белебеевского района. Поставлены цели, намечены планы их реализации… О сегодняшнем состоянии образования, плюсах и минусах ЕГЭ, положении сельской школы, педагогических кадрах, роли сельского учителя и других моментах мы побеседовали с ветераном педагогического труда, учителем математики и информатики, отличником образования Республики Башкортостан Марьям Голубковой.

Лучшего и не надо
Лучшего и не надо

«БИ»: Марьям Зуфаровна, что привело Вас в профессию? Не жалеете о выборе жизненного пути?

– Я первый педагог в нашем роду. После окончания Максим-Горьковской школы в 1976 году сразу поступила в Башкирский госпединститут (ныне – БГПУ) на физико-математический факультет. Любовь к предмету мне привил мой учитель физики Юрий Александрович Горожанкин.

А с первым педагогическим опытом я столкнулась в четыре года: меня вместе с двухмесячной сестренкой определили в ясельную группу (маме пошли навстречу). Я следила за ней во время полуденного сна, сама не спала (смеется!)… Став старше, собирала всех соседских ребятишек и учила их всему, что усвоила в младшей школе. Позже пришел опыт вожатской работы. По моим стопам пошла сестренка, а затем и племянницы. Теперь можно смело говорить о педагогической династии нашей семьи.

«БИ»: Вернуться домой для Вас было принципиально? Многие стремились остаться в городе…

– По окончании института я получила направление в школу №8 Белебея, но меня попросили уступить место другому учителю, распределенному в распоряжение Белебеевского районо. Я не возражала. Заведующий Анвар Минигалеевич Ишмуратов, не отрываясь от бумаг, попросил меня найти на карте района с. М. Горького, мой смех его удивил. «Что Вы смеетесь? В Максим-Горьковскую школу нужен учитель математики», – строго сказал он. «Да знаю, ведь я родом оттуда!» – ответила я. После этих слов он внимательно рассмотрел меня и улыбнулся.

Директор школы Зоя Михайловна Налеухина встретила меня как родную, и потекли мои педагогические будни.

«БИ»: Не пожалели, что не остались в городе?

– Не пожалела, ведь мой муж тоже местный. Однако в 1985 году я рискнула переехать в Белебей и устроилась в техникум механизации и электрификации сельского хозяйства. Кстати, мы поженились в Белебее, он приехал следом за мной, жили в общежитии. В 1991 году по настоянию директора племсовхоза им. М. Горького Алексея Гурточенко вернулись домой (я стала учить детей математике и информатике). Нам предоставили благоустроенное жилье, работу, а природа у нас санаторная… Дом мы почти перестроили. Могли бы жить и в городе, но сегодня отчетливо понимаем, что лучшего и не надо.

«БИ»: Вы 14 лет были директором школы. Эти годы выпали на период введения ЕГЭ и проведения оптимизации в образовании… Изменилась ли роль простого сельского учителя?

– Если откровенно, то с оптимизацией сельский учитель оказался уязвленным в профессиональном плане: наполняемость в классах от 3–7 человек, уровень учащихся разный, как и мотивация к учебе, работать приходится в каждом классе, подготовка занимает много времени (по программе – с 5 по 11 классы!) и т.д. Сложно и тяжело приходится и городскому учителю, когда в классе от 25 до 35 учащихся, а высокая мотивация только у 5–10!

И еще сельский учитель и в каникулярное время почти не расстается со своими учениками, и выпускники, приезжающие в село, обязательно приходят, делятся планами, мыслями, успехами, проблемами. Роль учителя по отношению к детям и к профессии не изменилась, изменения произошли в общественном сознании. Если образовательную услугу можно купить, то «клиент» определяет, как ему относиться к исполнителю, то есть к учителю.

Я приняла систему ЕГЭ, у наших детей появилась возможность поступать в престижные вузы. А что греха таить, ведь раньше сельские выпускники шли либо в аграрный, либо в педагогический и, если повезет, – в медицинский…

Но с другой стороны, уехав в столичные и крупные города, выпускники почти не возвращаются.

Как учитель математики рада, что на ЕГЭ сделали базовый и профильный уровни. Дети тоже привыкли к ЕГЭ, сейчас банки данных открыты, школьники практикуются по всем предметам. Для думающих и мотивированных учащихся в электронном образовании больше плюсов. Мне нравится электронное образование, но материальная база в школах для него недостаточна. Помогает интернет: созданы хорошие образовательные платформы, заменяющие репетиторов.

В ОГЭ – для выпускников 9-х классов, на мой взгляд, назрели изменения.

«БИ»: Когда Вам было легче: в роли директора или в роли простого учителя?

– Скажу откровенно: я просто учитель! Всегда была учителем. Какое-то время ощущала нагрузку руководителя, хорошо, что справилась, потому что рядом были коллеги, родители, дети. В школе легко не бывает: сегодня сделал все, а завтра – начинай сначала.

 «БИ»: Можно ли спасти сельскую школу? Есть ли дети способные, готовые вернуться в село?

– Этот вопрос достаточно сложный. Даже десяток многодетных семей эту ситуацию не выправит. А у нас в селе молодых семей с детьми все меньше и меньше. Это большая проблема.

Наша профессия не денежная, а родители ориентируют своих детей на достижение материального успеха. Это, с одной стороны, правильно, но деньги решают не все. Я вижу многих своих учеников, нацеленных на высокие доходы. В селе такой возможности практически нет, поэтому и нет желающих вернуться.

«БИ»: Родители советского периода и современные – они отличаются?

– Отличаются, однозначно! Советские родители уважительнее относились к учителю. 40 лет назад в моем классе училась дочь директора совхоза А. Х. Самигуллина. Азат Хуснутдинович не пропускал ни одного собрания, все наши родители сидели за партами своих детей, всегда поддерживали учителей, школу, радели за трудовое воспитание. Наш пришкольный участок, на котором работали дети, снабжал школьную столовую овощами и ягодами, питание было дешевым. Сейчас картина иная… Современные родители тоже заботливые, они стараются дать своим детям все лучшее в материальном плане (одежду, телефон, еду и т.д.), но тщательно оберегают их от труда. К примеру, только стоит объявить субботник, как начинаются звонки от родителей…Также боятся перегрузки своих детей, просят сократить домашнее задание.

В школе не хватает трудового воспитания! А это не правильно.

«БИ»: Что бы Вы изменили в системе образования?

– В последние годы наблюдаю, что никто из выпускников не идет в педагогический вуз. Нужно пересмотреть оплату труда учителя! Ставка педагога ниже ставки рабочего, чтобы достойно заработать, надо взять две-три ставки. Одна ставка не прокормит. А когда ты перегружен, то не остается времени на индивидуальную работу. В школах не хватает учителей-предметников: нужна заинтересованная творческая энергия молодых педагогов. У нас работает Наиля Наилевна Мусина, приехавшая по программе «Земский учитель» на пять лет. Она замужем, двое детей. И все же кадровый голод «Земский учитель» не решит. Необходимо вернуть распределение в вузах с обязательной отработкой. Конечно, в советское время была текучка кадров, но ведь были молодые педагоги в школах, и работа шла живее и интереснее.

Радий Хабиров: «У школьников республики даже в отдаленных районах должны быть возможности для знакомства и работы по самым передовым технологиям».

«БИ»: Чем порадовали выпускники 2024 года? Какие проблемы, кроме кадров, есть в школе? Планируете ли работать?

– Впервые за всю историю нашей сельской школы не было 11 класса, а девятиклассников – всего девять человек… Думаю, что в 10-й не все придут.

По своему предмету итогами ОГЭ я довольна, но можно и лучше. У детей пропал дух состязательности в учебе, к сожалению.

Школьное здание с 1972 года без капитального ремонта, но в несколько этапов удалось заменить старые окна на стеклопакеты. Наш коллектив благодарен главе администрации Белебеевского района Азату Сахабиеву,предпринимателям, родителям и выпускникам за финансирование этих работ.

Электронное образование требует бесперебойного интернета: нужны локальная сеть, новые компьютеры, проекторы, смартдоски… У нас дети сейчас друг другу раздают интернет.

Если честно, то было желание уйти, но пока во мне нуждаются, решила поработать. Я без школы, оказывается, тоже не могу.

«БИ»: Чем Вас радуют собственные дети, внуки?

Старший сын Артур окончил академию МЧС, женат, в семье растут две внучки и внук. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Младший Денис тоже после окончания ЛЭТИ работает в северной столице. Оба сына занимаются аналитикой. Видно, мои математические способности перешли по наследству (смеется!).

Не скрою, что скучаем по детям и внукам, но зато у нас есть возможность часто бывать в культурной столице и посещать театры, собираться в нашем селе: сыновья любят приезжать домой.

Дома мне есть чем заняться, люблю летом выращивать розы, заниматься заготовками.

Лето – это время встреч с друзьями, подругами, выпускниками и, конечно, со своими детьми и внуками.

«БИ»: Ваши пожелания коллегам и сельчанам.

– Заниматься здоровьем, во всем видеть позитив и пользу, радоваться каждому дню и всему этому учить детей.

Беседовала Любовь Иванова.

Фото Елены Петровой

Автор:Любовь Иванова
Читайте нас: