Все новости
Статьи
5 Февраля 2020, 18:00

Педагогическая деятельность С.Т. Аксакова.

Аксакова все знают как замечательного русского писателя. Но Сергей Тимофеевич был еще и замечательным педагогом.

На XXIX Международных Аксаковских праздниках музею подарили гости из Москвы замечательную книгу «Мой институт…» В. Давлетбаевой и Е. Емченко, изданную к 240-летию Московского государственного университета геодезии и картографии. В книге обстоятельственно отражена деятельность С.Т. Аксакова как инспектора землемерного училища, его титанический труд по подготовке и реализации преобразования училища в институт, его педагогические принципы.


Сергей Тимофеевич известен и как человек, много лет отдавший государственной службе. Его карьера чиновника началась в 1808 году с поста сенатского регистратора комиссии составления законов. С.Т.Аксакову на тот момент было 17 лет. Через 2 года он определился в экспедицию о государственных доходах, дослужившись до чина коллежского асессора. Затем деятельность на цензурном поприще и, наконец, назначение инспектора в Константиновское землемерное училище.



В административном отношении училище состояло под начальством Межевой канцелярии, а Межевая канцелярия и Межевые конторы составляли Межевое ведомство, которое потом переименовали в Межевой корпус. Главным директором Межевого корпуса был И.У. Пейкер, а ближайшее и непосредственное наблюдение за училищем осуществлял инспектор. В 1833 году 19 октября им стал титулярный советник С.Т. Аксаков.



К моменту прихода Аксакова, как свидетельствуют документы, училище находилось в затруднительном положении и «во всех частях в совершенном расстройстве». Привести его в лучшее положение удалось благодаря «примерному управлению» Сергея Тимофеевича: он максимально наладил процесс обучения, привлек в землемерное училище новых преподавателей.


Обязанности Аксакова-инспектора сводились к распределению времени для классов, составлению ежегодных классных табелей, наблюдению за порядком и успехами в учении вверенных ему учеников. Таким образом, круг обязанностей инспектора училища замыкался на организационных и воспитательно-нравственных вопросах обучения.


Сформировав крепкий учительский состав, отладив учебный процесс, С.Т.Аксаков тем самым стремился создать фундамент для преобразования училища в институт.


Оценивая период его деятельности на должности инспектора Константиновского землемерного училища, необходимо отметить, что это был подготовительный этап преобразованию училища в институт. А предстоящее преобразования потребовали от Аксакова – будущего директора института колоссального напряжения сил и проявления всех его организационно-педагогических талантов.


28 мая 1835г. С.Т.Аксаков был утвержден директором новообразованного Константиновского землемерного института, В этой должности пробыл до 24 января 1839 года.


1 сентября 1835 года – начало нового учебного года по новому институтскому уставу. Воспитанников было 148 человек. Преподавались следующие дисциплины: закон Божий и Священная история, русский язык, математика, история и география, основание физики и земледельческой химии, межевые законы и делопроизводство, черчение, каллиграфия, рисование, геодезия, агрономия.


Аксаков произвел некоторые изменения в новой оценке знаний: 4 – отличные успехи, 3 – хорошие, 2 – посредственные, 1 – худые. Что касается поощрений, то он всячески старался поощрить своих воспитанников за благонравие и успешное изучение наук. 22 воспитанника 17 июля 1836 г. были награждены кто книгой, кто ящиком красок, кто атласом или инструментом.


В руках С.Т. Аксакова сходились и решались практический все жизненно важные вопросы института: преобразование института в закрытое учебное заведение, подыскание и оформление организация проживания воспитанников на территории учебного заведения; привлечение на учительские места высокопрофессиональных педагогов по специальным дисциплинам, усовершенствование учебного процесса воспитанников, финансово- организационные и хозяйственные вопросы.


И в учебном процессе он произвел много изменений. Продолжительность каждого урока теперь составляла 1,5 часа. В учебном процессе были задействованы кроме директора два надзирателя, 12 учителей. Кстати, среди них и давний друг семьи Аксаковых – В.Г. Белинский.


Для перестройки институтских зданий был приглашен архитектор М.О. Бове. Аксаков вникал во все тонкости проектирования и строительства. Институт, являясь закрытым учебным заведением, на несколько лет становился домом для воспитанников. Поэтому очень важно было создать такую среду, в которой воспитанники, находящиеся вдали от родного дома, родителей, могли успешно осваивать свою будущую профессию.


Надо отметить, что в период директорства С.Т. Аксакова еда воспитанников отличалась удивительным разнообразием. Неизвестно, какие готовились блюда, но список закупаемых «съестных припасов» поражает воображение: говядина черкасская парная, баранина парная, ветчина, шпик ветчинный, масло коровье, творог, сметана, масло маковое, ореховое, прованское, горчичное, конопляное, деревянное (оливковое), картофель, капуста, яйца куриные, судаки, белуги, севрюги и т.д.


В столовой располагались столы, накрытые белыми скатертями с салфетками, и табуреты.


Посуда для воспитанников была фаянсовая и полу фаянсовая и из богемского стекла. Обязательным атрибутом были ножи с вилками.


Со временем в более позднее время в 40-50-е гг. XIX века, еда для воспитанников становится более простой. Но традиционно во всех закрытых учебных заведениях с утра был чай с булкой, затем обед из трех блюд и ужин из двух.


Интересны характеристики каждого из воспитанников Константиновского межевого института. Из данных отчетов 1937 и 1838 годов можно узнать не только возраст воспитанника, его происхождение, но и оценки по поведению, прилежанию, способностям и успехам в учебе. И еще была графа «Характеристика», «Особые замечания», где приводились следующие особенности каждого из обучающихся: отлично скромный -точный, трудолюбивый; или благонравно самолюбивый, трудолюбив; живой, неуступчивый – непостоянно трудолюбив и т.д. Такая характеристика каждого из воспитанников лишний раз доказывает, что нравственная сторона учащегося, его успехи в учебе, в воспитании были особо значимы для С.Т. Аксакова как директора института.


И в заключение хотелось бы сказать словами авторов вышеназванной книги следующее. Преобразования можно считать успешными, а институт состоявшимся как учебное заведение, если в нем создана благоприятная культурно-бытовая среда, пространство, в котором происходит учебный процесс, но и само «сосуществование» всех его участников –воспитанников, преподавателей, надзирателей, медицинских работников, прочих служащих. Создание такого пространства требует немало такта и отческой любви к воспитанникам, к которым отец многочисленного семейства С.Т. Аксаков относился как к собственным детям.


Вместе с вами книгу «Мой институт…» прочла научный сотрудник музея семьи Аксаковых ИКЦ «Надеждино» Галина Гайнуллина.


#БИ#СТАксаков#Мойинститут#писательипедагог
Читайте нас: