Все новости
Статьи
28 Августа 2019, 13:00

Живи, село, живи! (По случаю 300-летия Метевбаша)

Трехвековая история… За годы существования село с певучим названием «выпило» свою чашу страданий – пережило сложные жизненные перипетии, испытало много горя, но были у него и радости. Со временем в деревне сложился свой неповторимый уклад, появились традиции и обычаи. Конечно же, ценности села добыты честным трудом, старанием, умом, решимостью людей, давно ушедших от нас и ныне живущих, созданы тем удивительным образом жизни, которого придерживались и придерживаются метевбашевцы до сих пор. Мне очень дорог Метевбаш: это моя родина, здесь мои корни. Я много и пишу о нем, о его достойных людях. Пишу с любовью, желая придать ему духовных сил, чтобы не терял самобытности и жил вечно.



Оглядываясь назад…


За 300 лет столько людей здесь перебывало! Даже кладбище не сохранило всех имен. Как бы то ни было, написанное мной пусть дойдет до всех, хотя бы молитвой во имя их духа.


О происхождении села существует две версии. По одной из них, Метевбашевская земля искони принадлежала башкирам рода Кыр-Канлы. Башкирам по указу русского царя в 1700 годы разрешается продать вотчинные земли другим народам. Коренной народ в 1741 году по обоюдному соглашению пускает на земли Метевтамака тептяр*, чтобы русскому царю меньше платить ясак**.


По сохранившейся легенде, башкиры, облюбовав это место, с дарами из ценной пушнины отправились к землевладельцу с просьбой уступить им земли. Часть полученного угодья они, в свою очередь, продали татарам. Когда землемер приступил к дележу земли, якобы приговаривал: «мэгэз, «тэу (тев) башлап» (нате, сначала) вам отдаю. Если сложить первые слоги слов, получается Метевбаш. Речке, текущей рядом, дали название Метев, деревню в ее устье назвали Метевтамак, в истоке – Метевбаш. По этой версии, татары сюда переехали из Метевтамака Туймазинского района и поселились сначала в местечке под названием «Старый дом». А находится он на дороге, ведущей из Метевбаша в Акбасар.


Если перейти на противоположный берег речек Метев и Коры Каран и повернуть налево, выйдешь к старым кладбищам первых жителей деревни. Погост татар и марийцев, выходцев предположительно из Свердловской и Пермской областей, – рядом. Марийцы тоже надеялись здесь найти земли и счастье. Некоторые из них обосновались в Шаранском районе, а оттуда уже добрались сюда. Первым, говорят, прибыл в Метевбаш человек по имени Аккубяк. До сегодняшнего дня основное население села составляют татары и марийцы.

Последние в Метевбаше занимают целую улицу, которая до сих пор называется Аккубяк. Живут они еще в одной небольшой деревне Аккаин. Марийцы хорошо разговаривают по-татарски, но сумели сохранить свои обычаи и традиции.


В давние времена, еще говорят, на месте нашей деревни бушевало море. А потом якобы вырос дремучий лес.


До революции местное население занималось земледелием и скотоводством. Землю обрабатывали деревянной сохой, позже ее оснастили сошниками из железа. Зерна ржи или пшеницы в старину сеяли вручную. Очень непросто было распределять семена равномерно, разбрасывая их руками. В 1908–1910 годы появился плуг.


Жизнь в те времена была нелегкой. Одежду шили из холстины, которую сами же изготавливали из конопли. Сукно валяли из овечьей шерсти, а из него шили чулки, зипуны.

Метевбашевские татары принадлежат к группе западных народов Башкортостана. Село расположено на северо-западе Белебеевской возвышенности. С севера оно граничит с землями чувашского села Старосеменкина, востока – Усень-Ивановского, где живут в основном русские, запада – Акбасара, Метевтамака, юга – татарской деревни Ирек.

Кто наши далекие предки? Какими они были? Как разговаривали? О чем мечтали?.. При всем желании мы точно не узнаем. Но доподлинно известно, что метевбашевцы, как и весь наш народ, участвовали в Октябрьской революции, коллективизации, Великой Отечественной войне, восстановлении народного хозяйства, пережили застойное время и годы перестройки…Голод 1921 года, репрессии, пожар, уничтоживший полсела… Эти и другие напасти не сломили народ, а, наоборот, закалили его волю и дух.


Их имена остались в истории


В материалах школьного музея говорится, что первое коллективное хозяйство, созданное в 1928 году, называлось «Машинное товарищество». В него входили Фазлутдинов Кашафутдин, Яркаев Сарвар, Яркаев Саях, Даутов Идрис, Муталлапов Нуретдин, Хабибов Мазгамай, Кагарманов Гарафутдин, Яркаев Габдуллатиф, Хайретдинов Ризатдин, Низамов Ахметдин, Низамов Гиляж. Колхоз возглавлял Даутов Шафик.


Хозяйство в разные годы называлось по-разному, и руководители его тоже менялись. До 2000 года колхоз объединял несколько деревень, потом он стал обществом с ограниченной ответственностью «Чулпан», которым до 2006 года руководил Урал Набиуллин. Много перебывало хороших руководителей в истории хозяйства! И сегодня есть достойные сыны у Метевбаша, носящие те же фамилии. Это, например, Фазлутдинов, Яркаев, Вафин, Якупов, Гумеров, Ахметзянов…


Хочу остановиться на родословном дереве Фазлутдиновых. И со стороны матери, и со стороны отца Фазлутдиновы имеют глубокие корни. Это образованные, интеллигентные люди. Представитель рода Кашафутдин-абый, например, был и первым учителем, и муллой, и даже судьей. Пятеро из восьми детей Кашафутдина стали педагогами. Работая в разных уголках республики, они воспитали не одно поколение учащихся. Продолжатели этого рода – внуки и правнуки – тоже уважаемые люди. Одного из сыновей Кашафутдина-абыя я и сама хорошо помню. В 1962–1972 годы Айрат работал председателем колхоза «Авангард». До сих пор жители села тепло вспоминают о нем, отмечая его организаторские способности, умение работать на перспективу, человечность. Помню слова отца, ныне покойного, других рядовых колхозников: «Вот это был председатель!»


Позже он работал учителем, директором школы. Хороший историк, знал также историю села, родословные его населения. Пусть земля ему будет пухом!


Дочери Кашафутдина, Адиба и Галиба (моя первая учительница), вплоть до выхода на заслуженный отдых работали учителями начальных классов, отдавали свои сердца сельским ребятишкам.


Они сражались и за нас


Слева от входа в здание сельской администрации в тени деревьев стоит обелиск – памятник советскому солдату, и по обе его стороны – плиты, на которых высечены имена земляков, не пришедших с войны. Их 218 (по словам Нура Еркеева, это далеко не полный список наших героев). Советские солдаты воевали за мирную жизнь, сложили свои головы за счастье детей. Это дорогие сыновья матерей, любимые и любящие отцы, недолюбленные и недолюбившие мужья, нареченные женихи – опора, защита и надежда деревни… Их прах остался лежать далеко на чужбине. Но мы не вправе их забыть!


Обелиск был отлит к 30-летию Великой Победы в то время, когда председателем Метевбашевского сельского Совета работал Раиль Нугуманов, сын ветерана войны Нугуманова Гали из Акбасара.


Ежегодно в День Победы взрослое население села и школьники вместе со всей страной участвуют в акции «Бессмертный полк». В школе раньше ученики встречались с ветеранами войны и тружениками тыла, но сегодня, к сожалению, ни одного из фронтовиков в деревне уже не осталось. А Якуб Аюпов и Габдрауф Гареев живут в Белебее. Мы гордимся также подвигом своего земляка Аглиуллы Валишина, кавалера трех орденов Славы, чей бюст установлен на мемориальном комплексе города Белебея «Защитникам Отечества».

***


… Годы и люди. В одной статье невозможно перелистать все страницы летописи села. Склоняя голову перед подвигом земляков-тружеников, остановлюсь на хорошо мне знакомой ее странице.


С вершины горы…


… наблюдаю за местностью. Вон Школьная улица, параллельно ей – Трудовая, прильнувшая к горе Абубакир. Возле нее тянется Советская. Каждая из улиц красива по-своему. По обе стороны – дома, деревья и кустарники, огороды, различные постройки…


У многих жителей подворье утопает в цветах. Татарам, в том числе и моим односельчанам, свойственно держать свои хозяйства в чистоте и порядке. Радуют глаз обшитые светлым профнастилом благоустроенные дома, черепичные крыши, добротные заборы …


Кто только не жил, начиная с 1718 года, в этой деревне возле маленькой речушки, кто только не оставил след в ее истории! Выработанные годами ценности передавал из поколения в поколение. Только поэтому сегодняшняя жизнь села так прекрасна. Я люблю наблюдать за ней с горы после заката солнца, любоваться скромной красотой села, ощущать тепло моей родины, родной земли. Отсюда все как на ладони!


В зависимости от времени года село меняет свой облик. По осени под сиянием разноцветного убранства деревьев дома становятся особенно нарядными. Летом сами жители преображают его – обновляют и подкрашивают все, что только можно. Как игрушечные, снуют по улицам автомобили. В огородах красуется тыква, морковь, картофель, свекла. Ветер снизу то и дело приносит необыкновенные запахи – мяты, жнивья с полей, свежей соломы. Сердце наполняется благодарностью к односельчанам. За жизнь, мирную, светлую, благодатную, за надежду на будущее.


У моих земляков есть еще одна особенность – во все времена каждый из них сам строил себе жилье, не ожидая помощи со стороны. Это нелегкое занятие, требующее большого терпения, старания, силы и мастерства. В дни молодости моего отца у нас в деревне имелись плотники, кровельщики и печники, и народ был очень дружный, срубы домов поднимали все вместе. Хотя и смутно, я помню Аминева Каррама, который мастерил узорчатые шкафы и тумбочки. Уважаемым человеком был печник Ахметзянов Мунавар.


… Вижу, как стадо возвращается в село. Это время суток проходит весело и приятно. Весь народ высыпает на улицу: стар и млад, ребятня – и с каким-то необъяснимым удовольствием ожидает прихода домашнего скота во двор. Посередине улицы первыми торопятся коровы, распространяя запах парного молока. Их, кстати, раньше было очень много и пробегали они довольно долго. Не то что сейчас! Что делать, население села стареет, многим уже за семьдесят, и держать крупный скот становится все тяжелее. Кроме того, все можно купить в магазине: и масло, и сметану, и молоко. Были бы только деньги!


И пастухов теперь не стало. Давно уже вошло в привычку пасти стадо по очереди. У тех, кто сам немощен, дети приезжают из города. А кто-то просит деревенских ребятишек постарше, конечно, за определенную плату.


Нет и умеющих со свистом рассекать воздух кнутом. Так, чтобы могли услышать на другом конце улицы. Печально! Исчезла целая нота из мелодии жизни села!


Сами в этом виноваты! Помните, что нам говорили в школе? «Учитесь хорошо, иначе останетесь в деревне и будете коровам хвосты крутить». Оказывается, нужен, очень нужен хороший пастух деревне! Такой, который знает характер каждого быка и коровы, любящий животных, ответственный и совестливый. И обязательно! умеющий так щелкнуть кнутом, чтобы от его свиста могла проснуться вся деревня.


... Пока эти мысли носились в моей голове, показалось и другое стадо. Овцы тоже торопятся-спешат, поднимая столб пыли. Мне кажется, что они за день успевают соскучиться по своим хлевам. Только люди не торопятся уходить в свои подворья. Им есть о чем поговорить, что обсудить. Правда, число сельчан уменьшается с каждым годом.


Вспоминаются авторитетные односельчане. К примеру, Рифкат-абый Гумеров, бывший председатель сельсовета, его жена – географ Карима-апа, их сын Финат Гумеров, продолжатель дела отца (никого из них нет уже среди нас). Напротив их дома живут пенсионеры Галимуллины, честные труженики, примерные родители. Они радовали земляков своими песнями. Бывало, стоило батыру сабантуев Магдану-абзыю взять в руки баян, как Наиля-апа затягивала песню. Они и сейчас на позитивной, светлой стороне жизни. Подальше стоит дом Сирая Гумерова, родословное дерево которого тоже имеет крепкие корни. Здесь теперь живут его сын с женой. В Зубове – сын Сирая Асгат и невестка Суфия. Они оба свои жизни посвятили воспитанию детей. Повыше от них живет мой одноклассник Фарит Гимазов, отец пятерых детей. Учился он в школе средне, да и казался хулиганистым, но стал уважаемым человеком. Всю жизнь трудился на тяжелых работах. Когда провожают умершего в последний путь, организует людей он, учит молодых правильно готовить могилы (у мусульман принято делать внутри могилы боковое углубление для покойника).


На каждой улице есть они, почитаемые люди. На Школьной живет с семьей заслуженный работник сельского хозяйства Башкортостана Урал Набиуллин; в свое время работавший председателем колхоза Тимербай Шакирьянов со своей супругой, нашей любимой учительницей математики Фанузой-апой. Вижу дом Биккининых, где вырос и предприниматель Ильшат Биккинин, главный спонсор мероприятий; имама Нура Еркеева, который много сил вложил в восстановление мечети, и его жены Зульфии; ветерана педагогического труда Габиды и Искандара Саяховых. В скромном доме слева в начале деревни выросли два писателя: заслуженный работник печати поэт Мунир Вафин и сатирик и юморист Габдулла Вафин. На Советской – дом Ахметзяновых, тоже известных во всей округе. Подполковника в отставке Шайхидара-абыя (ныне покойного) часто приглашали в школу на встречу с ребятами. Его сестра Вазима Халилова – заслуженный строитель Башкортостана. Пониже – мастера художественного слова Галии Ахметовой, стоматолога Файрушина, на нижней улице – смелого журналиста, автора нескольких книг Айрата Ибрагимова (недавно почившего); прошедшего в бизнесе через огонь, воду и медные трубы Шамиля Шамсутдинова, руководителя первого частного предприятия «Квант», спонсора земляков; «мешка со смехом» юмориста Юсуба Аюпова… В марийском конце – Тулкачевы, Каранаевы, Танакбаевы… Они и многие другие являются гордостью села и его славой.


Что касается проблем, характерных для нашего времени, есть они и у нас: пьянство, безработица, сиротство пустующих домов, болезни и смертность… Ноет душа, кровоточит сердце. Беспокоит и то, что нет очага культуры и молодежи мало остается в деревне. Слава Аллаху, действует школа (правда, из средней она превратилась в неполную среднюю), есть какая-никакая больница (в свое время она была очень большая). Есть сельская библиотека, почтовое отделение.


Нет никакого сомнения в том, что центром духовного воспитания со временем станет мечеть. В этом году там прошел Ураза-байрам с участием многих сельчан. В марте в семье Лианы и Тимура Шаймардановых родилась тройня – две девочки и один мальчик. Слава Аллаху, благодаря нашим активистам стали ежегодными сабантуи. Так что жизнь продолжается!


300 лет… В масштабах человеческой жизни это очень много. А села?.. Хочется, чтобы ты жил вечно, Метевбаш. Пусть наша любовь поможет тебе избавиться от болезней, темных пятен, обновиться. Живи, село!


*Этногруппа татар.


**Натуральная подать (в основном пушнина).
Читайте нас: