Общественной палатой РБ запущен проект «Будь рядом», направленный на актуализацию проблемы и профилактику травли (буллинга) детей и подростков в образовательных организациях Республики Башкортостан.
О том, что эта проблема с каждым днем становится все более актуальной, говорила в своем выступлении председатель Общественной палаты Башкортостана Ольга Панчихина:
– Буллинг так или иначе присутствовал в нашей жизни всегда, и каждый был его участником. По данным соцопросов, четверть подростков в России хотя бы раз участвовали в буллинге, 13 % школьников имеют опыт жертв, 20 % – агрессоров, причем в больших городах уровень такой травли выше, чем в сельской местности.
Уполномоченный по правам ребенка в республике Милана Скоробогатова обратила внимание на кибербуллинг как новую разновидность травли, ведь когда ребенок или подросток подвергается ей в социальных сетях, его положение становится известным большому числу людей, среди которых его одноклассники, друзья, родственники, соседи. Для решения данной проблемы республиканские общественники создали временную рабочую группу под руководством Лиды Исаргаковой. Она представила участникам разработанный по обсуждаемой тематике проект «Будь рядом». По результатам работы заинтересованных лиц были выработаны рекомендации по реализации проекта «Будь рядом», основная цель которого – сохранение психологического здоровья учащихся.
По итогам работы круглого стола его участники рекомендовали в течение 2019 года обеспечить комплектование всех образовательных организаций педагогами-психологами, социальными педагогами.
В образовательных организациях должна вестись разъяснительная работа о возможности обращения на телефон «горячей линии». Должно быть организовано анонсирование телефонов круглосуточной экстренной психологической помощи. Министерству образования рекомендовано разработать единую анкету для проведения мониторинга состояния проблемы в образовательных организациях республики и создать автоматизированную программу обработки результатов.
В грантовых конкурсах, субсидиях для НКО будет предусмотрено направление по гармонизации и сохранению благоприятной атмосферы в школьной среде.
Министерству также поручено разработать методические рекомендации для учителей школ, родителей по профилактике буллинга и кибербуллинга и внедрить курсы повышения квалификации по профилактике (выявлению, алгоритму действий) буллинга в образовательных организациях республики для заместителей глав администраций по социальным вопросам муниципалитетов, начальников образования муниципалитетов и заместителей директоров школ по УВР. Также будут организованы семинары по профилактике буллинга для родителей.
Ответственными за обеспечение прохождения обучения заместителей по социальным вопросам, начальников отделов образования, заместителей директоров школ по УВР по курсу «Профилактика буллинга в подростковой среде» назначены администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.
Важную роль в этой работе должны играть психологические службы, библиотеки, районные и городские центры «Семья», средства массовой информации.
Планируется создать социальный ролик по профилактике буллинга в подростковой среде, провести цикл передач по обсуждению данной проблемы, организовать публикации серии статей квалифицированных психологов в печатных СМИ.
*Тра́вля (жарг. бу́ллинг — англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого члена коллектива. Травлю организует один (лидер), иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок. Таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. Травля может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.
В качестве особой формы травли выделяют групповую травлю («травля толпы»), большинством или всеми членами коллектива.
Как проявления травли специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и ее деятельности, отказ в доверии.