Все новости
Статьи
23 Января 2019, 11:22

Поможем ребенку подготовиться к школе

Сегодня наш разговор будет обращен к тем родителям, дети которых скоро пойдут в первый класс.

Возможно у кого-то из детей нет того запаса знаний, умений и навыков, необходимого для усвоения школьной программы. Это, например, недостаточно сформированные представления о предметах и явлениях окружающей действительности, затруднение даже в отношении тех вопросов, с которыми дети не раз сталкиваются в своей повседневной жизни.


Так, некоторым трудно назвать домашний адрес, правильно и полно рассказать о составе своей семьи, о трудовой деятельности взрослых членов семьи, о назначении, названии, расположении общественных и бытовых предприятий, находящихся около дома, о сезонных явлениях в природе.


Некоторые не могут в рассказе опереться на конкретные представления, делать какие-либо выводы и умозаключения, устанавливать логические связи, временные последовательности.

Также у детей может наблюдаться низкий словарный запас, слабое развитие связной речи.

В последнее время увеличивается количество детей с неврологическими нарушениями. В большинстве случаев это имеет немаловажное значение в развитии ребенка, и родителям необходимо обратиться за консультацией к врачу-неврологу.


А чем же родители могут помочь своему ребенку?


Прежде всего, необходимо учитывать быструю утомляемость, недостаточную внимательность и восприятие, недостаточную понятливость, характерные, к сожалению, для большинства ребятишек. Все эти черты проявляются у ребенка не из-за того, что он ленив, упрям или капризен, а из-за особого, слабого состояния нервной системы. Поэтому нужно обратить внимание на организацию такого распорядка дня, который бы учитывал работоспособность ребенка. Родители могут понаблюдать и заметить такие часы, в которые ребенок лучше всего справляется с заданиями, а также дозировать время их выполнения (обычно это бывает 15–20 минут). То есть рационально чередовать время занятий и отдыха. Бесполезно заставлять продолжать заниматься, если ребенок вертится, устал или расстроен – он все равно ничего не усвоит и устанет еще больше.


Важно строго соблюдать режим дня: укладывать спать в одно и то же время, вовремя обедать и ужинать, гулять на свежем воздухе.


Очень полезно обращать внимание ребенка на предметы и явления природы и общественной жизни, так как в процессе этого создаются благоприятные условия для умственного и речевого развития детей, активизируется их познавательная активность.


Сначала родители могут закрепить знания или познакомить ребенка с обобщенными представлениями об основных свойствах предметов: цвете, форме, величине, расположении предметов в пространстве.


Начинать такую работу нужно с предъявления и закрепления образцов, затем проводить сравнение. При знакомстве с величиной предметов необходимо сопоставлять их друг с другом, определяя «большой» или «маленький». При усвоении основных свойств предметов учить сравнивать предметы по двум свойствам, например, по величине и цвету, по форме и цвету и т.д. Также важно знакомить детей с представлениями о высоте, ширине, длине, пространственными – «верх – низ», «середина», «право – лево», «впереди – сзади». Для развития пространственных представлений можно предложить ребенку срисовывать буквы, цифры, картинки, рассматривать или рисовать вместе с ним карты, планы, схемы, поиграть в «Морской бой».


Рекомендуется совершать вместе практические действия для лучшего закрепления знаний. Важно исследовать с ребенком и такие свойства предметов, как «холодное», «теплое», «горячее», «гладкое», «шершавое», «ребристое», «мягкое», «жесткое», «пушистое» и т.д. Нужно говорить с ребенком о вкусе, запахе разных предметов, ощупывая, нюхая, пробуя на язык. Тем самым он приобретает практический опыт.


В процессе систематических наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей развиваются временные представления. Причем наблюдения проводятся точно по сезонам: осенью говорить только об осени, зимой о зиме, сравнивать произошедшие изменения и т.д.


Важно наблюдать объекты и анализировать их, то есть учить видеть и выделять части, элементы, признаки и свойства. В общении постепенно вводя новые слова, ставить вопросы так, чтобы ребенок употреблял их в своей речи. Родителям нужно помнить о том, что не стоит употреблять частицу «не». Когда нужно исправить ответ ребенка, не говорить: «Нет, она не красная». Лучше сказать: «Она синяя». Для того, чтобы развивать познавательную активность, стоит увеличивать самостоятельность ребенка при наблюдении. Но не забывать, что нужно помогать ему, задавая наводящие вопросы, создавая ситуацию успеха. Вопросы должны быть и трудные, и легкие.


Постепенно ребенок учится узнавать предметы по конкретным признакам и по иносказательным, доказывать свою точку зрения.


Важно играть со своим ребенком. Можно подобрать такие игры, которые помогут развить старшего дошкольника: «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Парные карточки» и т.д. Можно придумывать необычные способы использования обычных предметов, соединять части различных предметов, рассматривая предметы говорить о том, на что они похожи.


Играть нужно и во всевозможные подвижные игры – это развивает моторную ловкость и координацию ребенка, укрепляет его мышцы и дает возможность отдохнуть от умственного труда, от долгого и утомительного сидения за столом.


Мелкую моторику можно развивать, выполняя графические задания. Они в себя включают штриховку по контуру, рисование прямых, наклонных линий, волн, узорную штриховку, задания «Дорисуй картинку» и др., рисунок по клеточкам, графические диктанты. Развитие пальчиковой моторики актуально тем, что к 6–7 годам заканчивается формирование зон коры головного мозга, которые отвечают за мелкие мышцы руки.


Родителям необходимо хвалить ребенка, радуясь его успехам не только в учебе, но и в игре, и в любой другой совместной деятельности, даже если ожидался лучший результат.


Стоит быть терпимее к неудачам и промахам ребенка. Прежде чем он усвоит что-то или сделает хорошо, придется объяснить материал и повторить его не один раз.


Важно вселять в ребенка уверенность в собственные силы. Можно говорить ему: «Ты сегодня хорошо поработал», «Молодец, ты старался», «Завтра у тебя получится еще лучше», «Сегодня ты сделал лучше, чем вчера», «У тебя обязательно получится», «Ты сможешь».


Анна Кремлякова, Венера Горбунова, психологи