В октябре 1941-го Москва готовилась к эвакуации. Спешно выводили оборонные предприятия, госучреждения, финансовые фонды. Магазины закрылись, транспорт прекратил работу. В домах отключили отопление. Метрополитен впервые был заминирован, предписывалось взорвать склады и предприятия, если враг войдет в город. Начался грабеж и бандитизм, нарастала паника, были введены осадное положение и комендантский час. Только после принятых жестких мер ситуацию удалось взять под контроль.
Чтобы поднять моральный дух населения, Сталин решил провести парад, который готовился в условиях полной секретности. Подготовка заняла несколько дней.
Немецкое командование планировало занять Москву до 7 ноября и устроить собственный праздник. Среди трофеев, найденных после войны, оказались приглашения и билеты, новые мундиры, награды «Героям взятия Москвы». Гитлеровцами был разработан план «Тайфун», но что-то пошло не так…
О проведении парада было оглашено лишь накануне, 6 ноября. Встреча Моссовета с трудящимися традиционно проходила в Большом театре, но пришлось опуститься под землю – на самой глубокой и просторной станции метро «Маяковская» собралось более двух тысяч человек. С трибуны Иосиф Сталин произнес речь, которая транслировалась по радио, а потом разлетелась листовками на оккупированных территориях.
«…Немец под Москвой, город бомбят. Массовая эвакуация учреждений больше похожа на паническое бегство. Сам Сталин… собирался уехать в Куйбышев. Приехал на вокзал, походил вдоль состава, но затем передумал и вернулся в Кремль. И вдруг 6 ноября – торжественное заседание по случаю годовщины Октября… А на следующий день ко мне прибежал товарищ и говорит: «Пошли на Красную площадь, там сейчас парад начнется!» (из воспоминаний заместителя завсекретариатом Совнаркома СССР Михаила Смиртюкова.)
Выручила…погода
Парад был под угрозой: атаки немецких «люфтваффе» проходили все чаще, фугасы взрывались рядом с Кремлем. По приказу Жукова, советская авиация провела упреждающую бомбардировку вражеских аэродромов 5 ноября.
Синоптики предсказывали облачность и обильный снегопад, который помешает врагу вылететь в день парада. Метеостанции были захвачены врагом, и точного прогноза составить было невозможно. К Красной площади были стянуты кареты скорой помощи, пожарные службы, спецтехника. По приказу вождя распаковали и включили рубиновые кремлевские звезды.
«Снег шел тяжелый, густой, немецкая авиация налететь не могла, и любо-дорого было смотреть, как подтянутые, крепкие бойцы идут прямо на фронт. Он в два дня всей стране изменил настроение.» (М. Смиртюков)
С конвейера завода – на передовую
В 8 часов утра под бой курантов и орудийный залп салюта парад принял маршал Буденный. По брусчатке с развернутыми знаменами прошли около 29 тысяч человек – курсанты, артиллеристы, пехотинцы, зенитчики и моряки. После них – конница, пулеметные тачанки. Батальон тяжелых танков КВ-1 прибыл прямо с завода. Новые машины сразу отправились на фронт. Погода помешала подняться в небо трем сотням советских самолетов, но мощь и боевой дух защитников заставили содрогнуться врага…
Главнокомандующий обратился с благодарностью и напутствием, уверил в скорой победе. Речь Сталина стала переломным моментом.
«Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина! За полный разгром немецких захватчиков! Смерть немецким оккупантам! Да здравствует наша славная Родина, ее свобода, ее независимость! Под знаменем Ленина – вперед, к победе!»
Среди приглашенных были корреспонденты зарубежной прессы. Велась киносъемка. Впоследствии документальные кадры покорили мир. Для советских людей парад стал полной неожиданностью и знаком, что Москва выстоит, враг будет побежден.
Фото из открытых источников