Все новости
Статьи
28 Октября 2020, 23:00

Храня огонь Урал-батыра

Эта музыка – как биение сердца, как дыхание ветра, как свежесть первого снега. В ней живой голос курая, энергетический «коктейль» думбыры, кубыза и горлового пения – узляу, рокот барабанов и жесткий ритм синтезатора и электрогитары. Это фантастическое сочетание исконного и современного – этно-рок группа «Аргымак».

В год столетия Башкортостана этот музыкальный коллектив, свежим ветром врывающийся на сцены сельских клубов и подмостки фестивалей мирового масштаба, отметил свое десятилетие.
Отказали королю
К юбилею родной республики «аргымаки» преподнесли поистине королевский подарок: стали обладателями Гран-при фестиваля «King Abdulaziz Camel Festival» – «Верблюжьи бега», который проходит в Саудовской Аравии. Россию представляли «Аргымак», танцевальный коллектив из Дагестана и артисты из Казани. Уфимцы стали обладателями одной из главных наград – Гран-при в номинациях «Этно-музыка» и «Этно-хит».
– По пути в Саудовскую Аравию мы сделали остановку в Турции и воспользовались возможностью побывать на могиле великого сына нашего народа Ахмет-Заки Валиди Тогана, – рассказывает Ринат Рамазанов. – Мы обратились к Всевышнему: «Сто лет назад Заки Валиди и его соратники стояли у истоков праздника, который проходит сегодня. А мы едем представлять нашу страну, показать нашу культуру на всемирный фестиваль. Всевышний, сделай так, чтобы мы привезли победу своему народу!» И с того фестиваля мы вернулись в Уфу победителями!
Одним из самых ярких моментов их выступления стало исполнение знаменитой композиции на мелодию башкирской народной песни «Урал» – одного из коронных номеров группы, с которым она не раз завораживала публику. Выступление башкирских музыкантов в Аравийской пустыне настолько впечатлило гостей фестиваля, что им предложили устроить аудиенцию в королевском дворце – резиденции самого Сальмана бен Адель-Азиза Сауда. Но «Аргымак» и музыканты шоу барабанщиков «Splash», которые выступали вместе с группой, вынуждены были отказаться от столь почетного приглашения. На следующий день после выступления вернулись в Уфу и объявили о своей победе со сцены юбилейного концерта в честь 100-летия республики.
В год своего юбилея «аргымаки» успели выступили на международных опен-эйрах, в том числе и на уфимском «Сердце Евразии», спели на открытии Башкирского культурного центра в Москве, приняли участие в Днях башкирской культуры в Санкт-Петербурге, съездили в Финляндию на WOMEX (WORLD MUSIC EXPO), подготовили новую программу «Шоу, покорившее мир», а еще выиграли два миллионных гранта на фестивале творческих сообществ «Таврида – АРТ» в Крыму на организацию проектов, посвященных 100-летию республики Башкортостан – проведение «Кумыс-феста» и лазерного кибер-шоу «Эра Урала».
Ворота в традиционную культуру
Большой проблемой сегодняшнего дня стала утрата семейных ценностей, отсутствие идентификации человека со своим народом. Формируется мультикультурная среда, в которой обезличиваются национальные черты.
Единый язык общения стирает границы и… убивает языки малых народов. Большой объем доступной информации стирает малоизвестные факты истории народа, забываются имена национальных героев, оказавших большое влияние на формирование культуры нации.
Начинается отрицание собственной культуры, утрата родного языка, традиций, морали.
Когда на сцену выходят яркие, харизматичные, молодые парни в стильных, необычных, запоминающихся костюмах. Они близки молодежи, притягивают внимание, «качают» публику музыкой, близкой молодому поколению. И… поют на башкирском языке. И неважно, что зрители, в большинстве своем, не знают башкирского, в лучшем случае, понимают лишь немногие слова в тексте. Им интересно созерцать, чувствовать музыкальный ритм, когда пульсация струн сливается с пульсом, а солист виртуозно имитирует на кубызе цокот копыт и ржание скакуна, а затем невероятным горловым пением сгущает атмосферу возле сцены.
– Когда человек заинтересуется национальной культурой, это будет наша маленькая победа: наш материал станет вторичным, а слушателю понадобится первоисточник, – считает руководитель группы Ринат Рамазанов. – То есть мы создаем некие ворота для того, чтобы молодежь могла войти в традиционную культуру.
Интересен и репертуар группы. В нем и оригинальные обработки башкирских народных песен и кубаиров (сказаний), и эпосы, и авторские композиции. А сочетание народных башкирских инструментов – курая, думбыры, кубыза, кыл-кубыза и традиционных инструментов рокеров – гитарами, клавишными и ударными, создают неповторимый, уникальный колорит, который восхищает как поклонников рока, так и ценителей народной музыки. В составе группы – лауреата Государственной молодежной премии имени Шайехзады Бабича сегодня блистательно выступают Артур Сагадеев (бас-гитара), Айрат Назиров (гитара, думбыра), Радмир Исмагилов (саундпродюсер*, перкуссия, битбокс**, вокал), Семен Конторщиков (ударные), Алик Гараев (саундпродюсер, клавишные, перкуссия, вокал). В команде также звукорежисер Эмиль Гараев и администратор Язгуль Муратова.
Самобытность – отличительная черта
Ринат Рамазанов редко расстается с кураем, берет его с собой в любые поездки и не перестает восхищаться возможностями этого древнего народного инструмента.
– Курай - уникальный инструмент, – уверен он. – Во время съемок и записи звука высоко-высоко в горах, где дует сильный ветер, звук любого инструмента улетучивается, а курай записывали как в студийный микрофон. Действительно, курай – это музыка, рожденная ветром!
Кроме того солист и руководитель коллектива играет на кубызе, думбыре, барабанах, виртуозно владеет техникой горлового пения.
Народная артистка России Надежда Бабкина четыре раза приглашал «Аргымак» принять участие в своем масштабном фестивале-марафоне «Песни России», а любители рока называют группу «башкирский Rammstein (Рамштайн)».
– Мы стараемся подбирать композиции либо очень редкие, либо не исполнявшиеся вообще, – рассказал руководитель коллектива в одном из интервью. – Используем архивы, в том числе и те, которые сами записали во время той или иной экспедиции. Конечно, есть и популярные вещи, которым публика легко начинает подпевать. Сотрудничаем с известной фольклористкой из Сибая Асией Гайнулинной. Она напоет нам что-нибудь – кубаиры, сказания, отрывки, интерпретации, а мы наиболее интересные выбираем и стараемся их «поженить» с современным музыкальным жанром. Случаются и необычные истории. К примеру, песню «Заки Валиди» можно сказать презентовал нам фольклорист Юлай Гайнетдинов. Он нашел старую-старую, буквально полуминутную запись в венских архивах в Австрии – она вся хрипит, жужжит, свистит, но в ней столько духа, любви, патриотизма. Исполнял ее сподвижник Заки Валидова Галимьян Таган. Столетняя запись дошла до нас, мы ее отреставрировали и сейчас исполняем.
«Огонь Урал-батыра»
Музыкальный марафон с таким названием стартовал в преддверии Фольклориады 2020, которую готовилась принять наша республика.
– Смысл символа Огня Урал Батыра в том, что башкир носит в себе частицу этого огня, и всю историю своего существования башкиры доказывали, что они достойные потомки легендарного Батыра, как на поле брани, так и в науке, культуре и во всех областях жизни. Частица Огня Урал Батыра горела в сердцах таких наших прославленных земляков, как Салават Юлаев, Кинзия Арсланов, Мифтахетдин Акмулла, Муллаян Халиков, Карим Хакимов, Муса Гареев и Минигали Шаймуратов. Во всех уголках республики есть герои, которыми гордятся их земляки, и эти герои с честью несли в своих сердцах силу, гордость, дух огня из сердца Урал Батыра. Каждый концерт будет уникальным и будет посвящен легендарным личностям – выходцам из своей малой родины», – сообщили организаторы марафона.
Несмотря на то, что в связи с распространение новой вирусной инфекции всемирный праздник национальных культур был перенесен на следующий год, открытый межрегиональный марафон этнической башкирской культуры «Огонь Урал Батыра» уверенно завоевывает сердца зрителей, а «Аргымак» – один из активных его участников.
В рамках этого марафона «аргымаки» побывали и в Белебее, выступали в формате open-air (на открытом воздухе). Зрители – разные: молодые семьи и творческие работники, молодые девчонки и люди в возрасте 50+.
Первое впечатление – будет жарко. Потом приходит осознание того, насколько глубоко ребята знают историю своего народа, как бережно обращаются с историческим материалом.
Одной из знаковых композиций «Аргымака» стал кубаир «Зайнулла» о духовном наставнике Заки Валидова, Ризаитдина Фахретдина, многих выдающихся деятелей науки, культуры – выходцев из Башкортостана.
Ринат Рамазанов предварял каждую композицию коротким рассказом, было очевидно, насколько он эрудирован.
– Поначалу наше творчество подвергалось большой критике, – признается лауреат премии имени Шайхзады Бабича, заслуженный артист Республики Башкортостан Ринат Рамазанов. – Мы на несовместимые, казалось бы, жанры современного искусства постарались наложить народные мотивы. Но, прежде чем выпустить в свет очередную композицию, мы четко продумывали, почему именно так ее видим и представляем. Если поем о батыре, о его силе, используем стиль рок, если о природе, родных краях – получаются такие лаунжевые композиции.
Интересно было наблюдать и за зрителями. Казалось, удивительная сила слов и музыки наполняла их водой Йэншишмэ – родника с живой водой, за которой отправился в путь, наполненный испытаниями герой народного эпоса Урал-батыр. Хотелось аплодировать в такт музыке, ноги тоже непроизвольно отбивали такт. Но главное отражалось на лицах – улыбка и глаза, которые невозможно было оторвать от сцены.
– Без бергэ (Мы вместе!), – сказал, прощаясь с белебеевцами Ринат Рамазанов. – Будем жить вместе, дружно, и тогда мы будем самыми сильными, непобедимыми.
Огонь Урал-батыра горит в каждом из нас. Нужно только всегда помнить об этом.
*Саундпродюсер – инструменталист
**Битбокс – жанр музыки, в первую очередь включающий в себя способы создания композиции, используя только рот, губы, язык и голос.
Читайте нас: