+20 °С
Облачно
«Орфографическое произношение начинает лидировать. Мы произносим «пустяЧный», «молоЧный», «сливоЧный». Даже в словах «подсвечник», «яичница» и «скучный» в разговорной речи все реже произносится звук «ш», – подчеркивает сотрудник института русского языка имени Пушкина.
«К примеру, шопинг – это ведь не поход за покупками, это времяпрепровождение, праздник, способ снять стресс. Или слово «бренд», это не то же самое, что торговая марка или фирма, это, стиль жизни. Если я выбираю какой-то бренд, я причисляю себя к некоему сообществу, и я несу ценности этого сообщества», – считает Ольховская.
«Раньше все, что связано с деловитостью и практичностью в русском языке, находилось на нижней ступени иерархии. Это было хорошо, но не имело высокого культурного ранга. Раньше говорили «карьера в хорошем смысле», и оговорочка нужна была. Сегодня «карьера», «карьерный», «карьерист» приобретают положительные коннотации», – указала сотрудник института Пушкина. А ведь всего несколько лет назад в словарях 2008–2010 годов была зафиксирована отрицательная оценка данных слов, подчеркнула Ольховская.
«Слова «успешный», «востребованный» вообще раньше по отношению к человеку не употреблялись. Было «успешное начинание», «эффективный метод», «востребованный кредит». Сегодня же мы можем услышать «успешный бизнесмен», «эффективный менеджер», «востребованный актер». Это связано с тем, что мы переняли западную систему ценностей, когда значимость человека связана с его рангом в рыночных отношениях и профессиональной успешностью, раньше такого не было», – заключила Александра Ольховская.