Вечные истины от Чингиза Айтматова
«… перед лицом бесконечности простора человек ничто. Но человек мыслит и тем восходит к величию Моря и Неба, и тем утверждает себя перед вечными стихиями, и тем он соизмерен глубине и высоте миров. И потому, пока человек жив, духом он могуч, как море, и бесконечен, как небо, ибо нет предела его мысли» («Пегий пес, бегущий краем моря»).
«… смысл существования человека в самосовершенствовании духа своего – выше этого нет цели в мире. В этом красота разумного бытия – изо дня в день все выше восходить по нескончаемым ступеням к сияющему совершенству духа. Тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день («Плаха»).
О лучшем, что может сделать человек
«… самое лучшее, что может человек сделать для других, так это воспитать в своей семье достойных детей. И не с чьей-то помощью, а самому изо дня в день, шаг за шагом вкладывать в это дело всего себя, быть, насколько можно, вместе с детьми» («И дольше века длится день…»).
«Добро отберут у тебя – не пропадешь, выживешь. А душа останется потоптанной, этого ничем не загладишь» («И дольше века длится день…»).
«Детская совесть в человеке – как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастает. И что бы ни ждало нас на свете, правда пребудет вовеки, пока рождаются и умирают люди» («Белый пароход»).
«… вера – продукт страданий многих поколений, над верой трудиться надо тысячелетиями и ежедневно» («Плаха»).
«...добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится» («Плаха»).
«… раскаяние – понятие, возрастающее по мере жизненного опыта, величина совести, величина благоприобретенная, воспитывающаяся, культивирующаяся человеческим разумом. Никому, кроме человека, не дано раскаиваться. Раскаяние – это вечная и неизбывная забота человеческого духа о самом себе. Из этого вытекает, что любое наказание – за проступок ли, за преступление – должно вызвать в душе наказуемого раскаяние, иначе это равносильно наказанию зверя («Плаха»).
«Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то они испортятся. Дед говорит, что тогда никто не будет стыдиться плохих дел, потому что дети и дети детей о них не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что все равно дети об этом не будут знать» («Белый пароход»).
«… люди не понимают, сколько несчастий и убожества в их жизни поистекает и проистекало во все времена от лени («Плаха»).
«… говорят: чтобы скрыть свой позор, надо опозорить другого» («Белый пароход»).
«Хорошая жена плохого мужа сделает средним, среднего хорошим, а хорошего прославит на весь мир» («Прощай, Гульсары!»).