Нет ничего мудрей русской печи! Поставленная вместе с избой, она жила судьбами многих поколений... На печи рождались, проводили детство и на ней же встречали старость. Матушка-печка кормила, поила и утешала. А сколько сказок услышано на полатях! Сколько детских страшилок, подростковых тайн и девичьих секретов пересказано!
Жизнь на печи – счастья не ищи!
Русская печь была центром семейного быта и отдыха. Несмотря на то, что во многих дворах стояли бани, родители предпочитали мыть детей в печи. Печной пар считался целебным, а на основе золы делали отвары и готовили мази.
Еда в печке получалась невероятно вкусной! Секрет заключался в равномерном распределении жара. Удобная конструкция позволяла варить, парить, жарить, печь, греть и томить пищу. Печь использовали также для заготовок – на ней хозяйки сушили грибы, ягоды, мелкую рыбу. И, конечно, в печи пекли хлеб – самый важный и уважаемый продукт на Руси.
Любимой деревенской едой долгое время оставалась пареная репа или тыква. Репу мыли, плотными слоями закладывали в горшок из чугуна и оставляли в теплой печи на ночь. Утром вкусный завтрак был готов. Посоли да ешь! Чуть иначе готовили тыкву: ее очищали от семян и запекали на металлических листах. Одним словом: проще пареной репы.
Как жаль, что никакие духовки, микроволновки, мультиварки и прочие достижения современной техники не могут придать еде тот аромат, который она имеет после приготовления в печи!
Русская печка использовалась и для сна. Над печкой располагались приподнятые полки, называемые полатями. Иногда полати были двухъярусными: для взрослых и для детей. В холодное время года на них могли уместиться до шести человек, превращая русскую печку в спальню для всей семьи. Также печку использовали для сушки одежды.
Кроме того, русская печь выполняла роль домашней метеостанции. По ее поведению предсказывали погоду. Если сильная тяга в печи, то на мороз, а если слабая – на сырую погоду; красный огонь и дрова трещат – к морозу, а вот огонь белесый и дрова в печи горят без треска – скоро наступит оттепель.
Откуда есть пошла печь русская?
Когда же появилось это чудо-изобретение? Оказалось, печь имеет многовековую историю, и прошла долгий и достаточно сложный путь своего совершенствования.
Первые русские печи появились в начале XV века и стали основным средством отопления и приготовления пищи. Делали их из глины, и назывались такие печи глинобитными курными очагами. Изначально эти печи не имели домовых труб и, действительно, курились. Дым заполнял все помещение и выходил наружу через верхний притвор входных дверей. В некоторых селах каменки сохранились в старинных банях, топящихся «по-черному».
К концу века на смену глине постепенно приходит обожженный кирпич, и над крышами изб появляются деревянные дымники. Теперь дым уходит на чердак, а уже оттуда – в дымник.
Система дымоотвода в русских домах продолжала совершенствоваться, и место дымника вскоре занимает безопасная кирпичная труба. Русскую печь с трубой, установленной непосредственно на ее корпусе, называли белой, потому что ее топили «по-белому», т.е. без дыма в избе.
В небогатых домах внешняя отделка печи сводилась в основном к ее побелке. Иное дело – печи зажиточных горожан и купечества! Их украшали цветными изразцами с изображением бытовых сценок.
А мастер кто?
Выложить печь – непростое дело. Она не должна быть «угарной», то есть сильно дымить. Печь не должна быть жадной – дров есть меньше, а греть больше. При этом печь не должна «выть» и выкидывать дым в избу, когда снаружи дует сильный ветер. Ну и, конечно, печь должна быть красавицей!
Не всякий мог справиться с такой задачей, поэтому в каждом селе были свои мастера печного дела. Хороший печник ценился на вес золота, его переманивали из одной волости в другую. Вплоть до 1960-х годов уважаемой профессии печника учили в профессиональных училищах. Сейчас русские печи практически некому сложить…
Хороша Russian pechka!
Уже с XVIII века русская печка становится популярной в странах Западной Европы — Германии, Франции и Англии. Она постоянно совершенствуется и к началу XX века достигает границ своего максимального развития. И предстает перед нами именно такой, какой мы все ее хорошо знаем.
Русская печь действительно является чудо-изобретением. Топить ее очень просто, и она способна сохранять тепло в течение суток даже в тридцатиградусные морозы. Поразительна продуманность ее конструкции, имеющей массу удобных в быту функций. Не удивительно, что печь успешно дожила до наших дней и доказала, что русский технический гений способен создавать действительно необыкновенные вещи. Не сбылась лишь одна сказочная мечта русского человека о печи – она так и не поехала…
Явилась, как из сказки
«Откуда вдруг такой интерес к русской печи?» – спросит любознательный читатель. Объясню. Случилось мне оказаться в гостях у жителей старой части Белебея. Большой добротный дом, ухоженный двор, лаконичные постройки, открытая веранда-беседка удивили какой-то особенной широтой, уютом и функциональностью. Хозяева умело использовали каждый кусочек земли, даже неровности участка были практично обыграны. При этом никакой экономии! Огромный двор с газонной травой, широкие междурядья, деревья и кустарники не жмутся друг к другу, как это обычно бывает в частных домах. Всюду – приятный глазу простор. Поднимает настроение грядка клубники с огромными, как на рекламных баннерах, ягодами (и это в конце августа!).
Но главное чудо ожидало меня в доме. Настоящая русская печь! Огромная, занимающая треть кухни, и, главное, упакованная всеми необходимыми атрибутами для ее жизни. Вот ухват, кочерга, деревянная лопата, чугуны, сковороды, горшки… Неужели ею пользуются?!
– Не удивляйтесь, – улыбается хозяйка дома,
– У нас щи, пироги, хлеб из печки – всегда на ура.
Татьяна Полякова – настоящая женщина. Из тех, кто скромен, обаятелен, трудолюбив, с золотыми руками и душой. Она – активный член женского клуба «Гармония», участница всех его мероприятий. Работала в детском саду, теперь отдает всю себя семье, внукам, дому.
С супругом Виктором Николаевичем познакомилась в родном Нижнем Новгороде, где он проходил военную службу. После ее окончания Виктор привез трудолюбивую девушку в Златоуст, к своей маме.
– Я очень люблю русские народные сказки, и когда увидела в доме печь, поняла: здесь мое счастье, – вспоминает Татьяна Георгиевна. – А как свекровь пекла! Это бесподобно! Сколько я ни пробовала по ее рецептам повторить простые кулинарные шедевры, у меня так и не получилось.
Загадай мечту – и она сбудется
В 90-е годы с двумя маленькими детьми семья переезжает в деревню Орловка Белебеевского района. Поляковы решают заняться фермерством. Непростую сельскую жизнь в стареньком доме украшало одно – там была печка. Молодая хозяйка начала пробовать печь хлеб и, на удивление, стало получаться. Всем очень нравились и пироги, и картошка с мясом в чугунке, и особенно щи.
Когда сыновья подросли, встал вопрос об их образовании. «Надо переезжать в город!» – решили на семейном совете. Сняли квартиру в Белебее и начали строительство собственного большого дома. Когда поставили сруб, Татьяна робко намекнула: «Хорошо бы печку поставить…»
Не думала, что муж серьезно отнесется к ее просьбе – в те годы мода на печь ушла не только в городе, в деревне все старались на газ перейти. Пришлось сделать перепланировку, печь-то сама чуть ли не комнату занимает!
Строились долго, дом еще не был полностью закончен, а печь уже кормила, грела и собирала семью вечерами у своего огня.
– Эта печь – душа нашего дома, от нее действительно исходит тепло, – говорит женщина. – Дети наши, можно сказать, выросли на печке. Там играли, читали, спали, лечились от простуды, грелись и сушились после зимних катаний и игр в снежки. Не знаю, печь ли помогала, – шутит Татьяна Георгиевна, – а дети учились хорошо: один закончил с медалью, другой с тремя четверками. Оба получили высшее образование, успешны, у них прекрасные семьи. У нас четверо внуков, и когда приезжают на каникулы, их с печки не стащишь. Да что говорить! Мы сами и сыновья наши тоже любим спать на печи, семейная пара там спокойно помещается.
Муж совершенствовал семейную любимицу по ходу эксплуатации, с учетом всех пожеланий. Кто-то из детей головой об угол стукнулся – обшил углы. Кому-то слезать неудобно – сделал поручни. Теперь наша печь красива, удобна и всеми любима.
Ни на минуту не пожалели Поляковы, что поставили в доме печь. Долгими зимними вечерами, сидя перед огнем, они вспоминают счастливые минуты своей жизни, говорят о делах насущных и молча благодарят судьбу за сбывшиеся мечты, одной из которых была их русская печь.
Галия Ванюшина