Все новости
Национальные проекты
5 Ноября 2020, 13:00

В России назрела генеральная уборка

Как российские власти намерены бороться с черными лесорубами? Как проходит в стране «мусорная реформа»? На эти и другие вопросы ответила вице-премьер РФ, курирующий вопросы экологии, сельского хозяйства и оборота недвижимости, Виктория Абрамченко.

– Действительно, назрела генеральная уборка. Почему? Потому, что те промышленные предприятия, которые были флагманами, например, нашего отечественного химпрома, они, к сожалению, выработали свой ресурс и не были выведены из эксплуатации, как требовалось, по необходимым правилам и условиям. И вот этот накопленный вред, разрушенные корпуса заводов, железнодорожные цистерны, в которых хранится непонятное химическое вещество, представляющее угрозу жизни, здоровью людей, окружающей среде, – такие площадки сегодня есть практически в каждом субъекте. Михаил Мишустин в командировке на Дальний Восток обнаружил большое количество затопленных кораблей в бухте Нагаево Магаданской области. И почему-то эти корабли, которые ржавеют, лежат на берегу, либо они затоплены полностью или затоплены частично, не мешали никому. Ни с точки зрения судоходства, ни с точки зрения рыболовства, ни с точки зрения защиты окружающей среды…
Есть отдельное направление – свалки незаконные, которые размещены в границах населенных пунктов в городах.
Есть нацпроект «Экология», в котором системно эти вопросы решаются. Есть необходимое федеральное финансирование для того, чтобы с этой задачей справиться.
– Как в стране будет налаживаться процесс сортировки мусора?
– Чисто там, где не мусорят, поэтому мы должны – каждый из нас – перейти к новой модели, культуре потребления. Через ряд мероприятий, через обустройство контейнерных площадок в 45 субъектах РФ уже перешли к раздельному сбору мусора. Но этот мусор должен правильно сортироваться и дальше уехать на утилизацию. Должны быть мощности, которые извлекают полезные фракции из мусора и дают им вторую жизнь – это вторичные материальные ресурсы. Вот весь этот цикл и обеспечит снижение захоронений, то есть полигонов, хвостов, которые остаются от сбора мусора, в 2 раза.
– Вы также курируете лесную отрасль. Вот как вы считаете, когда может полностью завершиться легализация этой отрасли? Ведь сейчас часть работает в серую.
– По нашим оценкам, по экспертным оценкам, объем незаконной заготовки древесины составляет от 10 до 30 миллионов кубометров. (Тогда как общий объем заготавливаемой древесины – это несколько сотен миллионов кубометров.) Он наносит действительно большой вред нашей экономике и лесопромышленному комплексу. К сожалению, за эти годы, когда мы вот так потребительски относились к лесу, мы вырубили уже основную часть лесных богатств, которые примыкали и были наиболее доступны и экономически эффективны с точки зрения заготовки древесины к центрам переработки этой самой древесины. И теперь плечо доставки круглого леса до мест его переработки увеличилась. Это значит, у бизнеса увеличились издержки и ему становится все более невыгодно доставлять древесину. Это легальному, честному бизнесу.
Мы хотим в специальной отраслевой информационной системе внедрить систему прослеживаемости от лесной делянки, чтобы объем, заготовленный на делянке, был виден на всех этапах его движения – это склады, где сушится древесина и передерживается, производственные мощности до экспорта. И вот с экспортом тоже очень важно. Принято историческое решение о том, что с 1 января 2022 года вывоза кругляка и грубо обработанных лесоматериалов из Российской Федерации – это ценные лесные лиственные породы и хвойные породы – больше не будет.
– А какие проблемы это решит?
– Первое: у нас появится в стране больше мощностей по переработке леса, это рабочие места и налоги. Второе: это решит проблему лесовосстановления, потому что легальный честный бизнес, который работает в лесной промышленности, заинтересован, чтобы у него было сырье, чтобы лесные ресурсы восстанавливались. Для этого сегодня необходимо выполнить задачу, создать питомники в каждом субъекте Российской Федерации. Причем с лесными саженцами работать тяжело. Их нужно выращивать и ухаживать за ними несколько лет. И саженцы приживаются наиболее хорошо те, которые с закрытой корневой системой, в таких специальных контейнерах. И эти питомники, которые должны обеспечить всю страну саженцами, должны появиться. Это тоже большая системная работа.
– Вообще, считается, что лес у нас в стране либо горит, либо его воруют. Вот эти незаконные вырубки – они когда-то прекратятся?
–Так вот, весь запланированный комплекс мер будет способствовать тому, чтобы отрасль стала эффективной. Ведь сейчас очень много людей, которые помнят, как это было в Советском Союзе, когда лесная промышленность была одной из самых прибыльных и самых богатых отраслей.
– Как вы будете стимулировать спрос внутри страны?
– Спрос внутри страны в первую очередь договорились с коллегами стимулировать через деревянное домостроение. И здесь очень большой задел. Мы принимаем сейчас решение по развитию, по направлению стройки, такая гигантская стройка в 128 миллионов кв. метров жилья сегодня запускается в стране. Это отдельный нацпроект.
Северные территории в первую очередь готовы заниматься решением проблем аварийного жилья через деревянное домостроение. Можно делать очень комфортные, качественные дома, малоэтажные дома для наших граждан. В Европе это очень популярно сейчас – деревянное домостроение, причем многоэтажное.
– Эти рубки – они еще негативно влияют на экологию.
– Очень много остатков после такой вот варварской, хищнической рубки остается. И никто мусор с лесной делянки не убирает. Для того, чтобы этого мусора становилось меньше, нужно, чтобы тот, кто рубит лес, он же его и перерабатывал. Иначе нет ответственности. Просто заготовка леса – это как раз тот период, который мы в этом году уже закончили. Сейчас начинается новая эпоха. Лесной участок с правом заготовки древесины должен оказаться в руках того, у кого есть мощности по переработке. А если у тебя есть мощности по переработке, ты заинтересован в том, чтобы производство твое было безотходным и чтобы те остатки древесные, которые остаются на делянке, уходили, например, на производство пеллет. А пеллеты – востребованные топливные гранулы, на который переходит практически сейчас весь мир.
Подготовила Кадрия Гильманова
Читайте нас: