«БИ»: Геннадий Петрович, вы ведь не из местных?
– Да, я родом из города Червень Республики Беларусь. А в Белебее оказался проездом в 1988 году. В то время я работал зав. отделом культуры в Волгоградской области. Мне очень захотелось познакомиться с работой нового очага культуры. Людская молва привела меня в Дом техники. Здесь произошла радушная встреча с директором Николаем Тимофеевичем Климиным. Оказывается, и его, и меня всегда интересовали встречи с коллегами из других городов. Признаюсь, меня поразила тишина в Доме техники: все сотрудники в летних отпусках. У нас такого просто не могло быть. В эпоху культурно-спортивных комплексов по выходным дням с 9.00 до 22.00 во всех учреждениях культуры проходили всевозможные мероприятия: концерты, фестивали, поездки, спортивные соревнования, работа спортивных секций. В библиотеках – выставки, встречи с читателями, диспуты. В понедельник – выходной. Планы отправлялись в управление культуры в Волгоград под строгий контроль… Придумывались новые мероприятия, формы оплаты труда. И вдруг совершенно другой ритм жизни учреждения культуры: редкие концерты по праздникам. Поделился своим опытом с Николаем Тимофеевичем. Он тут же взял меня в оборот и договорился о встрече с директором завода Марсом Гизетдиновичем Амировым. Тот очень приветливо встретил меня, подробно расспросил о работе и тут же принял решение превратить Дом техники во Дворец культуры и техники. Я получил предложение возглавить творческий процесс. Мне дали карт-бланш на прием руководителей коллективов. Именно в тот период появились новые коллективы – народного танца «Движение» (рук. Тамара Козюченко), хор «Родниковая Россия» (рук. Александр Чачин), детский поэтический театр «Афродита» (рук. Валентина Пашина), молодежный театр «Паяц» (рук. Ляйля Воронова), клуб авторской песни «Белзан» и др.
Можно сказать, что стать белебеевцем мне помог Николай Климин и, отчасти, мое любопытство…
«БИ»: Расскажите о клубе бардов и фестивале «Я и гитара»?
– Инициаторами создания клуба авторской песни можно смело назвать туристов нашего города: Анатолия Алексеева, Рината Гареева, Александра Трякина, Сергея Гришина и др. Из числа заводчан – Рината Сидорова, Радика Давлетшина, Рафаэля Шаймухаметова… Какой поход без вечернего костра и задушевной песни под гитару?! Мечты о клубе, фестивалях песни стали претворяться в жизнь с помощью заводчан. В 1980-х на заводе «Автонормаль» по инициативе комсомольской и профсоюзной организаций стали проводить конкурсы военно-патриотической песни. Позже диапазон расширился, и в репертуаре появились туристские песни, которые привнесли туристы-водники клуба «Бескит». Конкурс быстро перерос в городской фестиваль, в настоящий праздник для любителей гитары. С моим появлением фестиваль обрел новый статус: из городского (в 1989 году) он поднялся до республиканского уровня, а затем и российского – в 2001 году.
В 1989 году, когда я впервые вышел на белебеевскую сцену, фестиваль проводился уже в шестнадцатый раз. В этом году будет 51-я встреча.
«БИ»: Кого из бардов вы считаете близкими по духу?
– В авторской песне навсегда остались Булат Окуджава и Юрий Визбор. Они же стали и моими учителями по отношению к Слову и Музыке.
Рядом всегда были (и есть!) мои ученики, которых я начал готовить с 1989 года.
«БИ»: В определенный момент Вы стали больше заниматься компьютерными технологиями. А как же творчество?
– Нелепо было бы предположить, что стихи и музыка приходят по расписанию. Песни приходят как дождь или снег – совершенно внезапно…
Сейчас я на заслуженном отдыхе, пишу песни, занимаюсь новыми технологиями в компьютерном мире. Это позволяет мне зарабатывать на жизнь, держать руку на пульсе.
«БИ»: За что вы любите Белебей?
– Я люблю Белебей за историю, которая приключилась со мной и моими близкими, за события счастья и творческого успеха, за исполнение желаний! Я с удовольствием плыву по волне моей памяти и благодарю судьбу.
Беседовала Мила Любченко
Поэтический уголок
Геннадий Довганюк
Раскрыта дверь
Раскрыта дверь – тепло, уют.
Меня зовут, меня здесь ждут.
Январский вечер, фонари
Над белым кружевом зари.
Раскрыта дверь, тропинки след.
Глаза укором мне в ответ.
От этих окон не сбежать –
Не помнить, не любить, не ждать.
Раскрыта дверь, полна разлук.
Безмолвие кругом и вдруг
Я вижу снова впереди
Тебя, бегу – не уходи.
Раскрыта дверь, зажегся свет.
Мы вместе, рядышком – привет!
Сомкнулись руки, губы, души…
Сегодня я кому-то нужен.
* * *
Стертые туманы на фарфоре,
Мятые на шее кружева.
Никогда не петь мне в женском хоре
Сладкой нотой мягко дребезжа.
Никогда не быть в квартире белой,
Не касаться этих длинных стен,
Не подкрашивать виски постылым мелом,
Не подбрасывать в огонь сырых полен.
* * *
Грустные кадры на телеэкране...
Кто вы, знакомые незнакомцы?
Тихий аккорд – исполненье желаний.
Вечер февральский – гитары питомцы.
Саша, Володя, Серега и Игорь,
Слава, Олег – все, поющие Север.
В зимние ночи неженские игры.
Брошены карты на козыри черви.
Срок добровольный – приюта не видно,
Теплое море у печки дымящей.
Под облаками замерзшая Ныда
На вертолете, во мглу уходящем...
Память отцов открывает однажды
Гордость и боль от гулаговских шуток.
Благостен, кто не испытывал жажды,
Жалок, теряющий в страхе рассудок.
Здравствуйте, вольные Пангоды барды!
Стали мы чуточку с вами добрее.
Первые встречи прошли в Салехарде,
В будущем – встречи у нас в Белебее.
Справка «БИ»
Геннадий Довганюк (1955): стихи пишет с 1975 года, председатель клуба авторской песни «БелЗАН», лауреат республиканских и региональных фестивалей авторской песни. Автор сборника «Посвящение», соавтор – «Поэзия окраины».
Фото из архива Геннадия Доганюка
Белебеевцы на Грушинском фестивале