Белебеевские известия
-4 °С
Облачно
ТелеграмMAX
Гороскоп на 2026 год
Все новости
Новости
19 Января 2024, 15:24

Первая бизнес-леди Белебея

9 января исполнилось 175 лет со дня рождения любимой внучки нашего знаменитого земляка С.Т. Аксакова – Ольги Григорьевны. Именно ей он посвятилсвое лучшее произведение «Детские годы Багрова-внука», в котором приложением шла сказка «Аленький цветочек» (165-летие произведения отмечено в 2023 году).

Первая бизнес-леди Белебея
Первая бизнес-леди Белебея

О.Г. Аксакова родилась в 1848 году, в семье симбирского губернского прокурора Григория Аксакова, второго из четырех сыновей писателя.

Ольга Аксакова прожила насыщенную жизнь, наполненную ярким детством, романтичной юностью и скорбными событиями потери любимого… Юная Ольга осталась верна памяти своего возлюбленного Александра Биспинга. Замуж не вышла, собирала и сохранила семейный архив своей знаменитой семьи, занималась хозяйственными и другими делами. В историю нашего края и российского здравоохранения она вошла как основательница кумысолечебницы. Кроме того, она стала и помещицей, так что ее смело можно назвать первой бизнес-леди Белебея и Белебеевского уезда.

Она пережила революцию и гражданскую войну, но вголодном 1921-м на 73-м году скоропостижно скончилась от истощения в своем имении в с. Языково (Самарская обл.).

Предопределена «дорога» к кумысу

Можно сказать, что ее жизненный путь был словно предопределен родными людьми. Например, целебные качества кумыса на себе испытали многие члены семьи Аксаковых. О нем в повести «Семейная хроника» писал С.Т. Аксаков. Писатель знал о кумысе не понаслышке. В начале 90-х годов ХVIII века кумысом лечилась его мама, у которой врачи подозревали чахотку. Лечение проходило в 30 км от Уфы, в деревне Алкино. Через много лет, летом 1867 года в Самару к вице-губернатору Г. Аксакову приезжали его мать и сестра, которые посещали здесь кумысное заведение. Оленьке было тогда 19 лет, и, конечно же, она сопровождала любимых бабусю и тетушкуна лечение в первой кумысолечебнице России, которая появилась в 1858 году под Самарой благодаря врачу П.В. Постникову.

«Ожерелье» лечебниц от Уфы до Самары

Со временеми Уфимская губерния стала одним из центров кумысолечения. К 90-м годам ХIХ столетия была построена Самаро-Златоустовская железная дорога. Регулярное сообщение позволяло быстро добираться до лечебниц больным из разных российских губерний.За короткий срок в Уфимском и Белебеевском уездах открылось несколько кумысолечебных колоний.

Еще при жизни Григория Аксакова,в 1890 году Ольга совместно с самарским врачом В.Ф. Благовидовым открыла свое кумысное заведение, предварительно до мелочей изучив курорты Н.В. Постникова и Е.Н. Аннаева в Самаре. Изучила очень внимательно, поэтому ее хозяйство не раз отмечалось как лучшее в Уфимской и Самарской губерниях.

После кончины отца в феврале 1891 года,Ольга Григорьевна вместе с братом Сергеем Григорьевичем наследуют имение Надеждино. Кроме того, ей в наследство достаетсяи самарское имение матери – Языково, соседствующее с родительским Страховым,где она и прожила последние годы своей жизни. В кумысный сезон Ольга Григорьевна часто приезжала в лечебницу для решения хозяйственных и организационных вопросов.

В кумысную «колонию» – с подушками

Аксаковская лечебная колония располагалась в живописном месте: дачные домики окружала березовая роща, защищая от холодных ветров.Корпуса были разных размеров – с учетом того, что приезжали сюда семьями. Строили их из дерева, но на каменных фундаментах, все они имели полуоткрытую террасу, чтобы в жару можно было посидеть в тени. Для отопления устанавливали голландские печи. Внутренний ход соединял дом с пристроем, в котором находился клозет выносной системы. С кухней и прислугой дачников соединяли звонки.

За несколько лет лечебница стала одной из крупных в губернии –здесь имелись 23 домика для больных, один докторский и три для службы и бани, восемь квартир при курзале, шесть комнат в корпусах – и могла вместить до 150 кумысников. Сезон открывался с 15 мая и длился до 16 августа, при желании его делили пополам. Обо всем отдыхающие заранее договаривались в письмах на имя хозяйки лечебницы.Для встречи кумысников на станцию Белебей-Аксаково высылали экипаж. Это было не лишним для отдыхающих, тем более, что они должны были привозить с собой постельное белье и подушки.

В отчетах губернских врачей постоянно отмечалось, что все сдаваемые корпуса и домики «в течение летнего сезона заняты». Этому способствовали добрая слава о лечебнице. Пансионеры (отдыхающие) были спокойны за гигиену: знали, например, что только здесь бутылки кипятили и использовали различные приспособления для их чистки, имелисьтакже герметически закрывающиеся бидоны.

Кроме того, помещения, предназначенные для кумысников, обязательно подвергались дезинфекции, белились, красились, для уничтожения клопов использовались клоповарки, благодаря которым насекомых можно было достать в самых недоступных щелях. Для стирки белья при колонии специально построили прачечную, чтобы кумысники не отдавали белье на стирку в деревни во избежание заражения деревенских жителей туберкулезом. В заведении был установлен частичный водопровод, подававший воду из колодца лошадиной силой в бак, а из него вода поступала к доктору, на кухню, в курзал, в чан для мытья бутылок под кумыс и в баню.

Кумыс приготовлял добросовестный башкир. Разливали напиток три раза в день с обязательным обозначением времени на бутылке, чтобы точно определить вид напитка, который мог быть слабым, средним и крепким. При необходимости кумысники могли обращаться к врачу, врачебная консультация была платной.

Заведение О.Г. Аксаковой выделялось среди соседних колоний также наличием профилактических средств пропаганды: плакатами, запрещающими плевать на землю, и установленными на улице плевательницами (хотя уфимское губернское земство предписывало обеспечить всех кашляющих кумысников карманными плевательницами).

Для развлечений кумысников предлагались игры: теннис, крокет, кегли, библиотека, в пользу которой с каждой дачи или квартиры взимались 2 рубля за сезон или 1 рубль за полусезон. Любители музицировать играли на рояле, рядом с которым стояли пюпитры, а слушатели пользовались специальной легкой мебелью. Рояль стоял в необычайно высоком и красивом курзале, окруженном цветниками, размер и архитектура которого привлекали внимание приезжающих. В двухэтажном доме, стоявшем рядом с курзалом, проживала хозяйка лечебницы. (К великому сожалению, курзал и дом сгорели в конце 20 века).

Конечно, не все было идеально в этом большом и ответственном хозяйстве. Острой проблемой практически для всех кумысолечебниц тех лет являлась нехватка врачей. В колонии О.Г. Аксаковой практиковал ее совладелец В.Ф. Благовидов, который служил врачом на железной дороге в Самаре и мог приезжать в колонию только по субботним, воскресным и праздничным дням. В другие дни кумысников принимал белебеевский врач Яков Николаевич Соколов – четвероюродный брат О.Г. Аксаковой и основатель династии потомственных врачей в Белебее.

…И плюс помещица

Привлекало пансионеров и то, что молочные продукты: молоко, сливки, варенец, масло – поставлялись из собственного имения Ольги Григорьевны в селе Надеждино.

Ольга Григорьевна была помещицей средней руки, но, используя передовые методы, сделала хозяйство успешным. Основной доход ей давало полеводство. Работниками в хозяйство нанимались крестьяне из соседних деревень, которые обрабатывали землю, удобряли ее навозом. В имении было достаточно своего сена, которое продавалось по 15 копеек за пуд.

Второй отраслью было животноводство. Стадо не было особенно большим: 30 рабочих лошадей, 30 дойных коров, 2 племенных быка, 45 голов молодняка крупного рогатого скота, 15 овец и 20 беркширских свиней. Все коровье молоко перерабатывалось в масло.

В Дворянском банке О.Г. Аксакова закладывала имение в 1898 году, были перезалоги в 1904 и 1910 гг. Трижды была реальной угроза публичной продажи имения с торгов за задолженности по ссудам (в 1906 и годах из-за неурожаев, постигших губернию, в 1914 г. – из-за пожара в имении). Но рассматривая прошения владелицы об отсрочке ежегодных платежей, правление Самарского отделения Дворянского банка шло ей навстречу «вследствие исключительно благоприятного положения имения». Так женщина-предприниматель сохранила родовое имение знаменитой семьи.

Почти 25 лет Ольга Григорьевна руководила своим детищем, успешно совмещая обязанности хозяйки лечебницы и землевладелицы.

Использованы фотографии из книги «Уфа старинная. Наша история в открытках Уфы и Уфимской губернии» и из открытых источников.

Первая бизнес-леди Белебея
Первая бизнес-леди Белебея
Первая бизнес-леди Белебея
Первая бизнес-леди Белебея
Автор: Подготовила Ася Кабирова
Читайте нас