Все новости
Новости
8 Февраля 2023, 10:00

«Люфтваффе» над Белебеем?

В Интернете в свободном доступе можно увидеть немецкие аэрофотоснимки городов СССР во время войны. Первоначально их разместил американский блогер Джон Кальвин. Более 10 лет тому назад он обнаружил их в рассекреченных архивах Национального управления архивов и документации США, куда они попали в качестве трофеев после окончания Второй мировой войны в 1945 году. Эти документы пригодились американскому ЦРУ при организации разведывательных полетов над Советским Союзом в 60-е годы.

«Люфтваффе» над Белебеем?
«Люфтваффе» над Белебеем?
Они вызвали взрыв понятного интереса у пользователей в нашей стране, особенно в нашей республике, так как на картах фигурировали знакомые названия – Уфа, Стерлитамак, Чишмы, Раевка, Алкино, Миякинский район и другие… В республиканском журнале «Ватандаш» была опубликована большая аналитическая статья, посвященная этой теме. Наша газета решила обратиться к ней, так как в списке населенных пунктов, оказавшихся под прицелом самолетов-разведчиков, был и наш Белебей.

САМОЛЕТЫ-НЕВИДИМКИ?
Авторы различных публикаций в журналах РБ и социальных сетях размышляли над причиной интереса Германии к региону Урала. Например, задавались вопросом: как самолеты-разведчики летом 1942 года долетали до Уфы, Магнитогорска, Челябинска?
Самолеты дальней разведывательной авиации германского Люфтваффе могли летать на высоте 11 км, что лишало сил противовоздушной обороны возможности опознать самолет и сбить его. К тому же на Урале обороны ПВО не было. Когда в главном штабе страны узнали о полетах вражеской авиации в нашем тылу, для обороны региона было выделено 48 зенитных орудий. Это произошло через год, летом 1943 года, после того, как фашисты бомбили Горьковский автозавод.
Возможности долететь до столицы Башкортостана и вернуться назад без дополнительных заправок у нацистов была еще по одной причине. К лету 1942 года вермахт вышел к Воронежу и Сталинграду, что сократило расстояние от аэродромов, расположенных на передовой, до Уральских гор.

МЕЧТА ГИТЛЕРОВЦЕВ О КОЛОНИЯХ НА УРАЛЕ
Урал часто упоминается в захватнических планах Германии. Еще в 1940 году Гитлер отмечало, что итогом «Блицкрига» является решение задачи: «...отгородиться от азиатской России по общей линии Архангельск – Волга. Таким образом… остающаяся у России последняя промышленная область на Урале сможет быть парализована с помощью авиации». В планах рейха было также «...не только раздел России на малые государства, но и распространение немецкой сферы влияния далеко за Урал». Обсуждался также вопрос о необходимости организации здесь аэродромов, с которых могли бы наноситься удары по военным и промышленным объектам азиатской части СССР.
Многократные полеты самолетов-разведчиков над городами Поволжья и Урала не всегда завершались их бомбардировкой. Это дает основание предполагать также, что полеты предназначались не только для выбора объектов бомбометания, но и для оценки потенциала промышленных и хозяйственных объектов, чтобы можно было их использовать после оккупации…

ПОЛЕТЫ НАД УФОЙ
С немецких самолетов сделали аэрофотоснимки 40 (!) городов СССР, в том числе и Уфы. Уфу фотографировали и пристально рассматривали... На снимках запечатлены авиамоторный завод № 26 (впоследствии «УМПО» и его дочерние производства), нефтеперерабатывающий завод, завод ПРЗ (ныне ТРЗ), районы ж/д вокзала, сафроновской пристани и Глумилино с радиостацией Коминтерна, старый аэропорт (в районе современной улицы Зорге), аэродром авиамоторного завода в Максимовке и район Демы.
Наиболее детально рассмотрены и пронумерованы корпуса и другие сооружения нынешнего УМПО. Автор самых детальных комментариев к аэрофотоснимкам Уфы Е. Вайн предположил, что в Уфе военного времени существовала «разветвленная шпионская сеть», позволившая немцам точно расписать назначение заводских сооружений. Шпионы в Уфе, возможно, и были. Но известно, например, о пребывании на этом предприятии в начале 1941 года делегации немецких специалистов, которые были ознакомлены даже с подробностями процесса производства авиадвигателей…
Ценность немецких документов в том, что они являются первыми аэрофотоснимками территории Башкирии. Благодаря этим впервые удалось установить точное местонахождение военных лагерей Уфы, Алкино, Демы, определить их границы и получить новую информацию об их деятельности в годы войны. Например, военный лагерь в Алкино в 1942 году представляет собой комплекс из двух отдельных военных лагерей, которые расположены рядом. Вокруг них – полигоны; в первом лагере находится около 70 казарм. Башкирскими исследователями немецких фотоснимков насчитано около 800 различных окопов, стрелковых ячеек, траншей, рвов и других фортификационных укреплений. Другой военный лагерь расположен западнее в лесу. Он также состоит из большого количества казарм и отдельных построек – около 80, также много окопов и траншей. В каждом лагере, предположительно, перед отправкой на фронт проходил подготовку один запасной полк. В среднем один полк состоял от 1500 до 2000 человек.
Вся территория от современной улицы Авроры до улицы Южный микрорайон – с востока на запад – и от улицы Пугачева до улицы Рабкоров – с юга на север являлась полигоном и военным лагерем. На этой территории проходили подготовку советские воинские подразделения перед отправкой на фронт. На снимке зафиксированы различные окопы, противотанковые рвы, военные палатки.
 
…И НАД БЕЛЕБЕЕМ
В фондах Национального архива управления документацией США обнаружены также около 20 аэрофотографий не только Уфы, но и других городов и районов Башкирии, которые были сделаны самолетом-разведчиком 22 июля и 9 сентября 1942 года. В основном это территории южной Башкирии: Стерлитамак, Салават, Мелеуз, Ишимбай, Раевка, Белебей, Кумертау и прилегающие районы республики. Особое внимание на аэрофотоснимках уделено аэродромам. Судя по фотоснимку, сделанному с высоты 6 км в конце июля 1942 года на аэродроме «Алешево» базировались 26 самолетов, на станции Раевка находилось 350 вагонов…
В редакционно-издательском центре Башкирского госуниверситета в 2020 году были изданы сборники документов «Башкирия в документах третьего рейха» и «Люфтваффе в небе Башкирии». В них подробно рассказывается о полете самолета-разведчика над башкирскими городами 9 сентября 1942 года. В том числе, о типе самолета и об экипаже.

Список использованной литературы
Национальный архив и управление документации США. Фонды A5264; A5265; A5267. Файл N54E55/42R. Ролл GX 1570.
Национальный архив и управление документации США. Фонды A5264; A5265; A5267. Файл N54E55/42R. Ролл GX 1473.
Башкирия в документах третьего рейха. //Сборник документов. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. – 290 с.
Люфтваффе в небе Башкирии. //Сборник документов. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. – 282 с.
Немецкие аэрофотоснимки городов и районов Башкирии 22 июля и 9 сентября 1942 г. // Сборник фотодокументов. – Уфа, 2022. – 60 с.
«Тень свастики над Уфой». Журнал «Истоки», 11 июля 2012 г.
«Люфтваффе» над Белебеем?
«Люфтваффе» над Белебеем?
«Люфтваффе» над Белебеем?
«Люфтваффе» над Белебеем?
«Люфтваффе» над Белебеем?
Автор:Ася Кабирова
Читайте нас: