Все новости
Новости
21 Января 2023, 09:57

Свидетель прошлого

Очередное письмо редакция газеты «Белебеевские известия» получила от Фануза Шагалиева, кандидата сельскохозяйственных наук, старшего научного сотрудника отдела животноводства Башкирского научно-исследовательского института сельского хозяйства. Вашему вниманию, уважаемые читатели, предлагаем его рассказ-воспоминание о хозяйстве Деевых.

Свидетель прошлого
Свидетель прошлого
«В 1978 году я успешно сдал вступительные экзамены на зооинженерный факультет Башкирского сельскохозяйственного института и стал студентом. После первого организационного собрания, нас, двоих студентов, отвезли на пасеку института в Уфимском районе. Пчеловодом тогда работал Николай Кулешов, хромой на одну ногу, человек принципиальный и очень строгий. Он каждый день пешком ходил
на работу из Дмитриевки на пасеку. В сентябре мы должны были помогать ему проводить осеннюю ревизию пасеки, убирать лишние рамки, утеплять улья, готовить подкормку для пчел, подготовить омшаник для зимовки.
 
Кулешов после работы уходил домой, а мы, студенты, вели тут хозяйство. В том году много было лесных орехов, собирали их прямо мешками. Рядом с пасекой находилась маленькая деревня. Вечером, когда пригоняли табун, ходили туда за парным молоком. Три литра свежего молока покупали за один рубль. Чай и хлеб покупали в магазине. А сахара и меда у нас было предостаточно! Научились и суп варить.
Каждый день с утра мы готовили сироп для пчел, а вечером, после захода солнца, уже остывший наливали в кормушки.
Однажды в выходные Кулешов пригласил нас к себе на уборку картофеля. Его брат работал в совхозе водителем автобуса. С утра он заехал за нами, и мы вместе с Кулешовыми поехали на картофельное поле. Семья у них была большая и дружная. Ехали весело, с музыкой и песнями.
Вечером, после работы, нас пригласили домой поужинать.
 
Как только мы зашли и сели за стол, из внутренней комнаты вышел довольно высокий, худощавый, седой дед лет 80-и. Сначала он расспрашивал, кто мы такие, откуда, на кого мы учимся и кем мечтаем стать. Когда я сказал, что родом из Альшеевского района, но мои родные и близкие живут в Бижбулякском и в Белебеевском районах, он очень обрадовался.
Оказалось, в 20–30-х годах прошлого столетия дед Кулешов работал главным ветеринарным врачом в хозяйствах Белебеевского уезда (районы появились в 1935-х годах), где впоследствии возникли совхоз имени Максима Горького, Краснознаменский и другие.
 
Рассказ Кулешова-бабая
По словам деда Кулешова, еще до революции в связи со строительством Самаро-Златоустовской железной дороги многие состоятельные люди из Москвы, Санкт-Петербурга стали закупать земельные владения в Уфимской губернии. Они оказывали финансовую помощь в строительстве железной дороги, строили также свои станции. Губернатором Уфимской губернии тогда был один из сыновей писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. На территории владений Аксаковых появилась станция Аксаково. В дальнейшем были построены станция Глуховская, Аксеново, Шафраново, Раевка. В конце 18-го и начала 19-го веков в этих краях появились и кумысолечебницы. На отдых и лечение стали приезжать известные писатели, врачи, в их числе – Антон Павлович Чехов, Лев Николаевич Толстой и другие.
Село Краснознаменское раньше называлось Кутузы по имени местного помещика. Известны были в этих краях также помещики Михайлов и Деев. Василий Михайлович Деев, кроме земельных угодий, имел завод, где из местного сырья-картофеля производил спирт. Сын помещика Деева Николай Васильевич служил в Петербурге. Молодой офицер-дворянин после смерти отца унаследовал бескрайние поля, луга и леса. Время от времени он приезжал в Кутузы и знакомился с ходом работ.
Еще при старом Дееве сюда завезли белую породу свиней и бестужевскую породу крупного рогатого скота, которая тогда занимала до 90 % поголовья.
Деевы обосновали в селе церковь, которая существовала во все годы Советской власти и стоит по сей день.
В селе Кутузы молодой Деев решил построить дворец в качестве свадебного подарка своей невесте. Выбрал красивое место недалеко от начала родников. Двухэтажное здание планировали построить из красного кирпича. На первом этаже круглого здания решили сделать кухню, столовую, гостиную и зал для балов.
 
Строительством руководили большие мастера. Раствор готовили с добавлением яичного белка, видимо, поэтому здание стоит уже более 100 лет и не теряет своей красоты. На потолке должен был быть аквариум с разноцветными рыбами. Но с учетом суровых зимних морозов проект при строительстве изменили.
Отапливалось данное здание из подвального помещения, где, кроме котельной, размещались комнаты для конюхов, истопников, дворников, поваров и другой обслуги. Дым от котельной поднимался по межстенным проходам и равномерно нагревал все стены дома.
 
После революционных событий людей, знающих схему дымоходов и систему их очистки, не осталось. Поэтому в первую очередь вышла из строя система отопления здания.
Дворец Деева получился очень красивым – с белыми колоннами фасада. Крышу дома завершили куполом. В те времена такого прекрасного дворца не было ни в Белебее, ни в близлежащих городах. Дворец стоял на возвышении, вокруг него разбили декоративный сад, для отдыха устроили красивые аллеи. Невдалеке находился искусственный пруд.
После завершения строительства Деев младший приезжал сюда с будущей супругой, показывал ей дворец – свадебный подарок, осматривал владения, строил планы на будущее...
Но планам не суждено было сбыться! Октябрьская революция перевернула все вверх дном.
 
Власть полностью перешла в руки рабочих и крестьян. Воспользовавшись неразберихой в России, невеста Деева сбежала во Францию и вышла замуж за другого богатого жениха. После этих
событий Николай Деев уехал в Германию и дал обет безбрачия в знак верности первой и последней любви.
Пока Деев в свое время служил в Санкт-Петербурге, в имении всеми делами распоряжался его управляющий Матушкин, человек передовых взглядов, довольно-таки грамотный и в хороших отношениях со своими подчиненными. Народ и соседи его очень уважали. Когда богатые хозяева разбежались и сельчане забунтовали, стали отбирать скот, земли, дома, инвентарь у хозяев, он не допустил, чтобы разграбили хозяйство Деева, даже церковь не тронули. Позже управляющим спиртзаводом стал Кирьянов Василий Васильевич.
Еще до революции управляющий Деева был знаком с будущим первым комиссаром Наркомпрода А.Д. Цюрупой. В свое время он скрывал его от полицейских, которые преследовали его, помогал ему деньгами и предоставил убежище. В народе говорили, будто и В.И. Ленин проездом несколько раз посещал Цюрупу.
 
События гражданской войны не обошли стороной и имение Деевых. 5 апреля 1918 года село Кутузы было в руках красноармейцев Чапаевской дивизии. Ближе к обеду на село напала кавалерия белой армии. Местность Кутузы сложная, здесь много оврагов и речек, бой продолжался более двух часов. Красные белогвардейцам дали достойный отпор. К вечеру село было освобождено от белых. Потерь было много и со стороны красных, и со стороны белых. Народ собрал погибших, их было более 60 человек. Перед домом Деева на холме вырыли общую могилу и всех вместе захоронили – красных и белых, мусульман и христиан. Поставили большой дубовый крест. В годы Советской власти с помощью учащихся вместо креста был сооружен обелиск в память о героях гражданской войны.
После всех этих событий управляющий имением Деева отправляется в Петроград, чтобы попросить помощи у Александра Дмитриевича. Тот посоветовал ему согласно новым законам все имущество передать Советской власти и продолжить производить продукцию. Выписал ему мандат с печатью, согласно которому он, бывший управляющий помещика, является руководителем нового хозяйства и продолжает работать в тех землях, которые принадлежали Деевым.
Хотя А.Д. Цюрупа и работал первым Наркомпродом, он не смог толком угостить дорогого гостя. Когда стали пить чай, управляющий достал свои дорожные запасы – сало, ржаной хлеб и несколько головок лука, а у комиссара нашлись лишь два куска сахара.
Кутузы переименовывается в Краснознаменское, организовываются государственный племзавод имени Максима Горького по разведению белой породы свиней и бестужевской породы крупного рогатого скота, совхозы «Заветы Ильича», «Краснознаменский», впоследствии и спиртзавод переходит собственность государства.
 
Дед Кулешов в свое время работал ветеринаром
А дед Кулешов в то время был молодым специалистом – ветеринаром и боролся с проблемами, стоявшими перед животноводством района. По его рассказу было понятно, что вопросов хватало, особенно в свиноводстве.
«Приходишь утром, только открываешь ворота, а там – массовый падеж скота. Свирепствовали рожа и чума свиней. Лекарств не было, вакцины еще не были разработаны. Один ученый (может, дед и назвал его фамилию, но я уже успел забыть, ведь после разговора прошло более 40 лет) предложил свою вакцину. На маленьком поголовье провели испытание, вроде падежа не было среди вакцинированных, а ждать долго не могли. Решили все поголовье привить. Тем самым падеж остановили», – говорил Кулешов. За разработку эффективного препарата ученому успели присудить Сталинскую премию, а деду Кулешову – вручить орден Ленина. Но прошло ровно два месяца, и все поголовье, которое успели вакцинировать, пало. Ученый, придумавший вакцину, был объявлен врагом народа и приговорен к смертной казни, а ветеринар Кулешов – осужден на 10 лет заключения.
Несмотря на тяжелые условия заключения, Кулешов все выдержал, остался жив и работал в совхозе Дмитриевка Уфимского района. Совхоз этот был под надзором НКВД, и там работали осужденные, жили в бараках и каждый день проходили поверку.
 
Вернемся к особняку
В годы Великой Отечественной войны в доме Деева размещалась школа будущих снайперов и шла их подготовка к фронту.
С 1948 по 1978 годы в этом здании находилась Краснознаменская средняя школа. На месте сада был устроен школьный стадион.
В 1978 году в Краснознаменке построили новую школу. С тех пор дворец Деева остался без хозяина, доски пола и потолка постепенно сгнили, окна и двери бесследно пропали.
В 1990-х годах демократические перемены коснулись и имения Деевых. Какой-то кооператив взялся было восстанавливать хозяйство Деевых – крышу здания перекрыли оцинкованным железом, внутри дома начали убирать мусор… Но вдруг ремонтные работы прекратились.
 
Вспоминается с грустью
В октябре 1985 года меня избрали председателем колхоза «Кызыл Октябрь» Альшеевского района, который граничит с хозяйствами Белебеевского района.
Проезжая мимо красивого дома Деевых, постоянно наталкивался на мысль о том, что передовые люди России во все времена занимались эффективным производством. В этом селе, например, производили спирт. Отходы от его производства – свежую барду скармливали бычкам и получали более 1000 граммов! прироста живой массы молодняка за сутки. В каждом дворе держали много скота и откармливали его тоже на барде. Выращивали много картофеля, который сдавали на завод и получали за него хорошие деньги.
Горбачев в свое время одним росчерком пера уничтожил веками налаженное производство, закрылись спиртзаводы, не стало виноградников, перестали в большом количестве сажать картофель… Закрылся и откормочный совхоз «Заветы Ильича» Белебеевского района, люди разъехались кто куда…
 
В 1988 году отмечали 100-летие Белебеевского спиртзавода, в честь этого события на прилавках магазинов появилась новая продукция – водка «Деевская».
Несмотря ни на что, имя Деевых продолжает жить в памяти народа.


Свидетель прошлого
Свидетель прошлого
Свидетель прошлого
Свидетель прошлого
Свидетель прошлого
Свидетель прошлого
Свидетель прошлого
Автор:Подготовила Кадрия Гильманова.
Читайте нас: