Такой песенный фестиваль мог родиться только в нашей стране, где живут романтики и лирики. Во многих странах Запада нет понятия «бардовская» песня, поэтому фестиваль можно назвать уникальным в международном масштабе. Надо отметить, что в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена студенты-филологи изучают Грушинский фестиваль как феномен русской культуры.
Многие белебеевцы считают своим долгом и счастьем побывать на этом главном туристическом слете России, пожить в знаменитом палаточном городке, подышать «воздухом» дружбы, добра, лирических песен у костра.
Своими впечатлениями делится председатель совета ветеранов р.п. Приютово Людмила Пашина:
– Мы, ветераны поселка, с удовольствием приняли приглашение клуба авторской песни Центрального дворца культуры «Свой вариант» и вместе с ними большой группой в 20 человек на микроавтобусе поехали в Самарскую область. Последний раз я была на этом фестивале почти 20 лет назад и была приятно удивлена многими изменениями. Например, в день нашего приезда состоялось торжественное открытие пассажирского перрона им. Валерия Грушина после реконструкции.
Туристов поразило и впечатлило все: символический корпус гитары на мини-сцене, места для зрителей, шикарные беседки из красивого дерева, ограждения, выполненные в виде нотного стана.
В палаточном городке добавилось много новых интерактивных и спортивных площадок, где можно было сдать нормы ГТО, принять участие в соревнованиях для братьев наших меньших «Гав-шоу» и многое другое.
Из поездки мы привезли книгу президента Грушинского фестиваля Бориса Кейльмана, который, в частности, написал: «За полувековую историю фестиваля в нем приняли участие более 4 миллионов зрителей».
ДЛЯ ВРЕЗКИ. Фестиваль собирает десятки тысяч людей не только со всей России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Пик его популярности пришелся на конец 70-х годов прошлого века – в 1979 году фестиваль посетило 100 тысяч человек, в 2000 году – 210 тысяч. В 2019 году он не состоялся из-за коронавируса, в прошлом году прошел в онлайн-формате – его просмотрели более 500 тысяч человек!
– Как вы считаете, в чем притягательность этого удивительного мероприятия?
– Думаю, что дело в личности Валерия Грушина, который в 23 года погиб, спасая детей на сибирской реке Уде. Это было в 1967 году – он только окончил Куйбышевский авиационный институт и после защиты диплома с друзьями по традиции отправился в летний поход. Как всегда, с гитарой – Валерий очень хорошо пел и мог передать душу песни, ее особенности и характер. В авиационном институте все знали трио «Поющие бобры» — непременного участника студенческих вечеров.
Он мог, не раздумывая, вступиться за слабого или подобрать бездомного щенка и выкармливать у себя в «общаге» под кроватью. Думаю, в память об этом организаторами конкурса и были придуманы конкурсы для собак, с которыми любители бардовской песни едут сюда.– Людмила Николаевна, напомним нашим читателям об истории этого фестиваля…– В интернете очень много интересной информации о Грушине. Например, за все время учебы в институте он ни разу не провел каникулы в городе. Да что каникулы — редкий воскресный день он оставался дома. С весны его палатка уже стояла на противоположном берегу Волги. Где он только не побывал! Саяны, Алтай, Карпаты, Кольский полуостров, Урал……Его гибель потрясла всех, кто его знал, и через год друзья и поклонники провели туристический песенный слет имени Грушина в Жигулях, в Каменной Чаше на кордоне «Колоды». Это была почти полная импровизация друзей Валерия. Дело было осенью, и в день слета пошел дождь. Поклонники фестиваля с каким-то мистическим пиететом отмечают удивительный факт: в июле, в первый день Грушинского фестиваля, вот уже полвека всегда идет дождь. Словно природа оплакивает этого замечательного человека – доброго, чистого…
Первые фестивали были, можно сказать, «семейным» делом куйбышевских туристов. Второй слет в 1969 году проходил уже на ставшем потом традиционным месте, на Мастрюковских озерах – гора стала зрительным залом, а сценой — плот, превратившийся позже в огромную плавучую гитару. Поляна сейчас всем известна под названием «Фестивальная». Место понравилось сразу: рядом – волжская протока, линия железной дороги, и до Волги не очень далеко.
Сначала песни здесь пели просто на поляне, но поскольку число участников из года в год росло почти в геометрической прогрессии, то желающим стало трудно не то что видеть, но даже слышать певца. Поэтому уже на третьем фестивале исполнители начали выступать у подножия горы, ныне известной под названием «Песенная», а слушатели стали располагаться на ее склоне. Примерно тогда же впервые появилась и аппаратура для усиления звука, и десятки тысяч человек могли если не видеть, то, по крайней мере, хорошо слышать все, что говорилось и пелось на сцене. Здесь исполнялись любимые народом песни Юрия Визбора, Александра Городницкого, Владимира Высоцкого, Олега Митяева других бардов, открывались новые таланты.
– Аура фестиваля необыкновенная…
– Удивляет и радует: несмотря ни на что, люди едут сюда семьями, группами и в одиночку, чтобы ощутить атмосферу праздника «человеческой души», разбивают палаточные лагеря, вывешивают баннеры прошлых слетов, встречаются, обнимаются, искренне радуются. Прощаясь с «Грушинкой», мы увозили с собой красоту этих сказочных мест, величие вековых дубов и елей, запах костров, отрывки полюбившихся песен и то необъяснимое чувство тепла и света, общее ощущение чистоты, искренности, человеческой доброты. Фестиваль – это одно из немногих мероприятий, где нравственно объединяются люди разных возрастов…