В редакцию нашей газеты позвонила женщина и представилась: «Я, Марина Николаевна, дочь погибшего на фронте уроженца Белебея Николая Тибейкина. Хочу рассказать вам историю, как я искала место захоронения своего отца».Конечно, мы сразу пригласили нашу читательницу в редакцию.
И вот уже передо мной сидит красивая и улыбчивая дама, одетая в одежду черно-белых тонов, как раньше одевались по торжественным случаям.
– Отца своего,Тибейкина Николая Прокопьевича,я не помню, – начала свой неспешный рассказ Марина Николаевна. – До войны он был направлен Белебеевским военкоматом на сборы в Тоцкие лагеря, а оттуда сразу на фронт. В 1941-м мне было всего два года. Извещение о гибели пришлотолько в мае 1946 года. От мамы я знала, что погиб он 20 марта 1945 года в бою за Социалистическую Родину(как написано в бумаге) и похоронен в одном из воинских захоронений г. Нойштадтв Германии. После войны останки советских воинов перезахоронили в Польше.Став взрослой, я начала поиски своего отца, хотелось знать место его нового захоронения. Я обращалась в Белебеевский военкомат, откуда был призван Тибейкин Н.П., а затем и в Подольский военный архив (писала много лет), но ответили, что Германия не выдает данные. О дальнейшей судьбе отца я узнала только благодаря обращению в Центр розыска и информации Российского Красного Креста (ЦРИ РКК).И, наконец, в сентябре 2019 года пришел долгожданный ответ: «По сообщению Польского Красного Креста, фамилия Тибейкина Николая Прокофьевича, 1915 г.р., погибшего 20.03 1945 года, внесена на участке №2 под №75 в списки воинов, захороненных на советском воинском кладбище в г. Вейхерово, повятВейхерово, воеводство Поморское, Польша».Моей радости не было предела: я и плакала, и смеялась, что нашла могилу отца, поэтому захотела поехать в Польшу. В январе 2020 года мой внук Романбыл проездом в Польше и побывал на могиле деда. Чуть позже, в марте 2020 года, и я получила письмо из ЦРИ РКК, в котором сообщалось, что мне будет выдана виза, но финансирование за личный счет, в Польше можно обратиться в Красный Крест. Оформить документы мне уже помогала внучка Виктория. Когда все было готово, объявили локдаун по Covid-2019, все границы закрыли, и моя мечта поклониться праху отца рухнула.Пока это сделал Роман за всех за нас, – с грустью поведала ветеран труда и дитя войны.
Внуки нашли и наградной лист своего деда. Оказывается, Николай Тибейкин совершил подвиг в день своей гибели и посмертно награжден орденом Отечественной войны IIстепени. В наградном листе написано: «Представляется к награждению за то, что он в боях за город Гросс-Катц (район Нойштадта. – Ред.) 20 марта 1945 года, находясь беспрерывно на передовой наблюдательного пункта батареи, в то время, когдателефонист былранен, он сел за телефон и умело передавал арткоманды и корректировал огонь своих минометов, в это время вражеская авиация бомбила наши боевые порядки. Тов. Тибейкин, несмотря на опасность, продолжал передавать необходимые данные для ведения огня. В этот период от прямого попадания бомбы тов. Тибейкин погиб смертью храбрых» (стилистика сохранена. – Ред.).
Марина Николаевна очень хотела вернуть имя отца на родину, и чтобы его фамилия была на стене памяти Мемориального комплекса «Защитникам Отечества» в Белебее.
Осенью прошлого года она обратилась за помощью к заместителю главы администрации Александру Смородину. Выслушав ее, Александр Павлович сказал: «Я Вам обещаю, что место найдем и увековечим имя Вашего отца».
– В апреле я пошла на мемориал, приближаясь, увидела новый список, а когда прочла фамилию своего отца, то слезы радости и скорби хлынули из глаз, – поведала дочь фронтовика. – И вот с чувством выполненного долга и благодарности Красному Кресту, своим внукам и Александру Смородину я готовлюсь встретить 79-й День Победы вместе с папой! Низкий всем поклон! – заключила она.
Фото автора и из архива Марины Юдиной
P. S. Ищите своих защитников! Никто не должен быть забыт…