Все новости

Вспоминала бабушка о войне, вспоминал и дед

Казалось бы, столько лет прошло… Все рассказанное забывается со временем. Но то, что пережито в военные годы, врезалось в память, никак не забыть… Накануне Дня Победы мы предложили молодым женщинам, девушкам, родившимся в мирное время, поделиться рассказами своих бабушек и дедушек о военном детстве.

Вспоминала бабушка о войне, вспоминал и дед
Вспоминала бабушка о войне, вспоминал и дед

На призыв в социальных сетях откликнулись самые активные.

– Пока мы живы, мы пронесем память о них до конца своих дней, будь они тыловики или фронтовики. Низкий им поклон за победу, за нашу жизнь! – первой откликнулась Ирина Краснова и рассказала о своей бабушке.

«Моя кугамайка Матвеева Еликанида Петровна родом из Новосеменкино. В 1942 году девушек из этой деревни забрали на добычу торфа в г. Миасс Челябинской области. Торф добывали вручную, многие умирали. Домой из Миасса они возвращались пешком, но все равно были рады, что уцелели, что увидят родных. И в деревне жилось несладко: муки не было; хлеб, лепешки пекли с лебедой; хорошо, что была картошка. У поколения, познавшего голод, спустя годы после войны всегда имелся запас продуктов. У бабушки стояли кадки с мукой, зерном, пшеном. В детстве мы не понимали, почему нужно крошки хлеба собирать, но мы усвоили это. В моей памяти остался бабушкин рассказ о том, как пленный немец, который вместе с другими попал в Белебей, выменял у нее хлеб на вышитый платочек. Вероятно, это было единственное, что сохранилось у него на память о семье, может быть, о матери, может, о жене».

Иринина бабушка не любила смотреть телевизор, фильмы о войне. Говорила, там неправду показывают.

– Бабушка встретила дедушку, стали они жить в д. Илькино, родили четверых детей, – продолжает рассказ Ирина. – Проработала в колхозе. Дед умер рано, и она одна поднимала детей. Для меня моя кугамай – символ верности, любви и преданности. Я ее очень люблю, она мой ангел-хранитель.

Тепло вспоминает о своих бабушках Римма Гареева:

– Моя бабушка – оптимистка и красавица Тавабилова Мнавара Гатаулловна – родилась в 1910 году. Осталась вдовой в 28 лет с пятью детьми, трое умерли во младенчестве. Пятый ребенок, дядя Минтимер, был приемным сыном. Самая младшая – моя мама – родилась в октябре 1941 года и отца своего – Тавабилова Хакима – никогда не видела. Он пропал без вести. Есть информация, что погиб на Курской дуге. В этот момент он вез на лошади продукты для солдат. Прогремел взрыв, после которого, по словам очевидцев, не осталось ни деда моего, ни лошади... Папин отец Гареев Нигмат Гареевич тоже с войны не вернулся.

По рассказам бабушки, ей во время войны помогала одна русская семья. Они называли ее русским именем Наташа. Возможно, это у них она научилась печь жаворонки, которые по-татарски называла «щепщык».

Моя мама рассказывала, что однажды на их корову напали волки, пришлось тогда ее зарезать. Повезла бабушка продавать мясо на базар. По дороге они зашли в один из домов переночевать и попали на праздник. Там бабушка пела, плясала, шутила, да так, что хозяева дома спросили: «А у кого из вас не стало коровы?»

Такие праздники во время войны были большой редкостью, в основном жилось очень голодно, тяжело. Мама Риммы вспоминала, что однажды в дом пришли уполномоченные, которые собирали продуктовый налог. Тогда доведенная до отчаяния женщина вывела из дома и толкнула к ним свою дочку, в сердцах бросив: «Тогда и ее забирайте! Кормить все равно нечем!»

«Бабушка читала Коран на арабском языке. Писать по-арабски она научила внука Салавата. Телевизор моя бабушка не любила, говорила, что там черти, просила выключить скорей. Хотя, по воспоминаниям отца, она знала хоккеиста Харламова, правда, называла его по-своему – Харлауф. Детей она воспитывала в труде и строгости. И меня она этому учила.

Вот такая у нас была Алга-энкей. Так называли ее, потому что жила она в деревне Алга. Еще была у нас бабушка, папина мама – Гареева Бибисара Ахкямовна. Мы называли ее Гулюм-энкей, она жила в деревне Гулюмово. Была верующим человеком, часто читала намаз.

Гулюм-энкей во время войны осталась вдовой с восемью детьми... Была даже излишне строгой. Позже она спрашивала у моей тети Мархабы, не обижаются ли они на нее. На что моя тетя отвечала: «Да нет, что ты? Как еще ты с нами с ума не сошла? Сейчас у меня двое детей и то сложно...»

По рассказам отца, ели они траву, ходили в лаптях. Была одна пара на несколько человек. Тете Мархабе они были малы, но она все равно их надевала...

Бабушка ткала очень красивые паласы, назывался узор «Жиде алма» («Семь яблок»). Еще папа рассказывал, что от его брюк бабушка каждый раз отрезала полоску снизу, из которого она делала фитиль на керосиновую лампу. Причем, не для себя, а для соседей. Когда штаны у папы стали коротенькими, другие дети над ним смеялись...

Восемь бабушкиных детей – дети войны... Они все выросли очень порядочными и трудолюбивыми. И я, и старший брат про них помним».

Надо сказать, что Римма в поисках фотографий своих бабушек провела настоящее исследование, погрузилась в прошлое.

– Я не помнила, как моя бабушка выглядит. И про это фото давно уже забыла и вот разыскала его. Спасибо большое вам! Это же такая большая и ценная Память!

А в памяти Елены Симашевой остались разговоры с дедом:

– Меня воспитывал дед, Бичевин Михаил Иванович, он был родом из Сибири. Дед чудом остался жив после падения самолета, был направлен в Белебей учить летчиков. Позже стал первым начальником следственного отдела.

Его жена – моя бабушка Бичевина Галина Степановна – родилась в 1928 году. Она рассказывала, как выживали, колоски в поле после уборки урожая собирали, корову-кормилицу держали, которая и спасла от голода.

А еще у меня была прабабушка Маракулина Мария Михайловна, которая родилась в 1903 году. Ее супруг погиб на фронте. Вот от нее я и про войну, и про революцию слышала. Крупы, сахар и муку мы с ней ссыпали в прокаленные фляги про запас. Варенье варили, яблоки, калину сушили. Еще делали с ней крахмал. Жалко же весной старую картошку выкидывать. Очистки – кроликам, а начищенную картошку – на крахмал. Еще и пчел, песцов держали, и даже рыбу разводили. Когда собирали ягоды, она рассказывала про барский лес из своего детства. Там ягоды собирать нельзя было. Плеткой избивали, если попадешься. А то, что романовская школа – это центр юннатов, я узнала, когда училась уже в школе. И что душегрейку надо на современный манер называть жилеткой. С бабушками у меня было замечательное детство. Перебирая фото, я поняла, что мой сын толком не знает о своих корнях. Надо ему показывать эти альбомы и объяснять, как объясняли мне когда-то бабушки. Чтоб память о них жила.

Регина Белая – тоже потомок труженицы тыла. Бабушкины рассказы запали в душу:

– Моя абикей Хасанова Гульмагира Халяфутдиновна родилась в д. Стаханово Туймазинского района в 1928 году. Отец со старшим семнадцатилетним сыном ушел на войну, бабушка осталась с мачехой, у которой было еще семеро детей. Бабушка была самой старшей, ей было в то время 13 лет. Вместе с девятилетним братишкой они считались главными добытчиками. Мачеха осталась беременной, ее дети были погодками. Двухлетние близнецы позже умерли от голода. Ходили на лесоповал за 30 км, таскали бревна. По весне было особенно тяжело, в лаптях, ноги мокрые, холодные. Всю жизнь потом бабушка мучилась ногами, большие шишки на стопе и скрюченные пальцы.

Ели лебеду, старую картошку, которую удавалось найти на поле. Рассказывала, что день Победы встретили в поле, пахали на быках. Работала бабушка в колхозе «Новая заря», ей было 17 лет. Награждена медалью как ветеран тыла.

Отец ее с ранением вернулся с войны, брат пропал без вести, всю жизнь она его искала, к сожалению, так и не узнала, где погиб.

Абикей навсегда останется в моей памяти ласковой, нежной, доброй и любимой. В ее доме всегда было много детей. И младшие сестры, приезжая к ней в гости, с благодарностью вспоминали военное детство, понимая, что, если б не бабушка с братишкой, они б не выжили в эти страшные годы войны.

 

Это довоенное фото Маракулины. Прабабушка Мария Михайловна 1903 г. Прадед Маракулин Степан. Который пропал без вести на ВОВ. И их дети. Старшая моя бабушка Галина Степановна.

Три бабушки из архива Риммы Гареевой

Вспоминала бабушка о войне, вспоминал и дед
Вспоминала бабушка о войне, вспоминал и дед
Вспоминала бабушка о войне, вспоминал и дед
Вспоминала бабушка о войне, вспоминал и дед
Вспоминала бабушка о войне, вспоминал и дед
Вспоминала бабушка о войне, вспоминал и дед
Автор:Гульнара Мурзина
Читайте нас: