Гороскоп на 2026 год
Все новости
Личности
27 Января , 12:46

Стартовал в газете «Вперед»

13 января в нашей стране отмечался День российской печати. Отрадно отметить, что в историю российских СМИ вписали свои имена журналисты, получившие старт в редакции белебеевской газеты. Среди них – главный редактор газеты «Тюменские известия» Анатолий Костров. В 2023-м он первым в области удостоился звания «Заслуженный журналист Российской Федерации». В этом году Анатолий Иванович отметит 50-летие своей творческой деятельности, из которых более сорока лет – в должности главного редактора изданий в Нефтеюганске, Ноябрьске, Когалыме, Тобольске и Тюмени.

Стартовал в газете «Вперед»
Стартовал в газете «Вперед»

Мы связались с Анатолием Ивановичем и попросили ответить на вопросы «БИ».

«БИ»: Анатолий Иванович, Вы родились в Белебее, здесь же определились с профессией журналиста. Расскажите, как все начиналось?

– Бывает же такое: родился – и сразу в школу! Случилось это 31 августа 1955-го, в канун начала нового учебного года, хотя за парту я сел, как и все, в семь лет. Помню свою первую учительницу. Много позже Мария Митрофановна была почётным гостем на моей свадьбе. Именно она настояла на том, чтобы я из третьей школы перешёл в новую, только что построенную школу №8. А сама осталась на прежнем месте работы. Впрочем, мне всегда везло с наставниками.

13-летним мальчишкой решился написать заметку в городскую газету «Вперед». Очень хотелось рассказать о своей любимой хоккейной команде «Орбита», которая стала победителем республиканского турнира «Золотая шайба». Кумирами пацанов были Альберт Исангулов и Юра Терентьев, оба, как и сама команда, учащиеся школы №3 (ныне гимназия №1). Написал и подписался – Анатолий Иванович Костров. Запечатал в конверт и отправил по почте. Эмоциям не было предела, когда увидел заметку на четвёртой полосе газеты! Её, конечно, хорошо отредактировали. Из моих – только название команды, имена игроков и счёт. Зато я автор! Показал друзьям, одноклассникам. Родители были рады. Мама газету взяла с собой на работу. Вскоре пришло извещение о почтовом переводе – 93 копейки! Первый в моей жизни гонорар, а мороженое тогда стоило от 10 до 15 копеек, родители позволяли его только по воскресеньям за хорошую учёбу и примерное поведение. Понятно, что так было не всегда. Стал писать больше и чаще. Стимул, сами понимаете, был! И вдруг пришло письмо в фирменном конверте газеты «Вперёд» – приглашение в редакцию.

В назначенный день и час хожу по длинному коридору одноэтажного здания на улице Войкова. На меня внимания никто не обращал. Ходят по своим делам из кабинета в кабинет. Наконец, молодой человек спрашивает: «Тебе, мальчик, что нужно?» Молча протягиваю письмо. «Ого, так это ты тот самый Анатолий Иванович?!»

Так, благодаря Рейнвольду Койраху (корреспонденту отдела промышленности), я и попал в школу юнкоров. Её посещали человек пять-шесть, я запомнил только Асю Кабирову. И то потому, что она, как и я, стала профессиональным журналистом. А на работу в редакцию, опять же совершенно неожиданно, меня пригласил главный редактор Денис Сабирович Ахметзянов. Причём у редактора было условие, чтобы я поступил на факультет журналистики Казанского университета!

Я уже отслужил в армии. Старший сержант, командир танка, отличник боевой и политической подготовки и, главное, – кандидат в члены КПСС. Плюс практическая работа по профилю. Шефство надо мной взяли, кроме редактора, заведующая отделом писем Райля Рахматулловна Тукбаева, под чьё начало меня определили корреспондентом, и заведующая отделом партийной жизни Валентина Степановна Маликова. Авторитетная и уважаемая женщина – жена первого секретаря горкома партии.

И всё-таки первая скрипка, как я считаю, была в руках редактора. Денис Сабирович не только правил мой текст, но и объяснял, почему здесь нужно ставить запятую, тире или двоеточие. Учил работать над заголовками и не спешить отдавать материал в секретариат. Думаю, именно его стиль и методы руководства очень помогли мне в дальнейшем. И в КГУ я поступил – выполнил его условие… Проработав не более трёх лет в городской газете «Вперед», в 1979 году я уехал на север.

«БИ»: Что привело Вас в сибирский регион и как сложилась профессиональная судьба?

– На север попал из праздного любопытства – впечатлился рассказами своего друга Дамира Тимербаева. В отпуске, а был апрель, поехал к нему в гости в Нефтеюганск. У нас вовсю весна, ручьи, а там мороз за тридцать! Только вышел из самолета, как «зазвенели» мои резиновые полусапожки. Спасибо маме, которая в последний момент впихнула в сумку кроличью шапку.

На второй день вышел из общежития прогуляться. В четвёртом микрорайоне, у подъезда двухэтажного деревянного жилого дома, увидел табличку: редакция газеты «Нефтеюганский рабочий». Не удержался, зашёл. Познакомился с редактором, и уже через полчаса нашей беседы попросил Федора Ивановича Кулакова отправить меня на месторождение. Время у меня было. Он тут же кому-то позвонил, а потом говорит: «Завтра утром есть борт на трассу строящегося нефтепровода. Ми-8 полетит за управляющим трестом «Югансктрубопроводстрой» Альфредом Петровичем Котовым. Полетишь?» – «Конечно, тем более, что полечу на вертолёте впервые…»

Приземлились мы на широкой таёжной просеке. Котова я нашёл в траншее. В грязных по колено кирзовых сапогах, в замызганной фуфайке, но в шикарной ондатровой шапке. Он оказался простым в общении человеком, всё подробно рассказал и показал. Вернувшись в город, пили чай в его просторном кабинете и расстались довольными друг другом. Репортаж дался трудно. Много бумаги испортил. К утру поставил точку, разбудил Дамира и попросил занести статью в редакцию, а сам – сумку в руки – и в аэропорт.

Недели через три получаю письмо, а в нём номер газеты с моим материалом почти на полосу и... вызов на работу!

Сомнений у меня не было. Жена тоже была согласна.

Три года жили в Нефтеюганске. В это же время я окончил Казанский университет. Далее три года работал в Ноябрьске, куда меня пригласили заместителем редактора вновь созданной городской газеты «Северная вахта».

В 1985-м меня назначили главным редактором новой газеты «Когалымский рабочий». Когалым – город молодой, расположенный в красивом месте, быстро развивающийся. Тем более, что руководили городом молодые и энергичные люди. С Сергеем Собяниным, нынешним мэром Москвы, нас сблизило общее увлечение рыбалкой. Дружили семьями. Главный инженер «Когалымнефтегаза» Ралиф Сафин, земляк и отец популярной певицы Алсу, после работы иногда заходил в кабинет заместителя председателя горисполкома Анатолия Семеняка поиграть в шахматы. Играл прилично, я старался не садиться с ним за одну доску…

Всё шло хорошо. Пока строили свою типографию, газету печатали в Сургуте.

В Когалыме мы собирались остаться надолго…

«БИ»: И куда пригласили в этот раз?

– Судьба круто развернулась весной 1988 года: по звонку из отдела пропаганды обкома партии мне надлежало прибыть в Тюмень для участия в первых выборах главного редактора молодёжной газеты «Тюменский комсомолец». Поехал неохотно и особо не старался при прохождении отборочных этапов. Претендентов было семеро. Фаворитом считался замредактора молодёжки. У него была мощная поддержка. Решение конкурсной комиссии многих, в том числе и меня, повергло в шок – победил Костров! Так, в 33 года я занял кресло главреда областной газеты и пробыл в нём восемь беспокойных лет.

В лихие девяностые популярность «комсомольца» была невероятной, тираж взлетел до 100 тысяч экземпляров. У нас публиковались Булат Окуджава, братья Стругацкие, Владислав Крапивин, многие известные московские политики. Свобода слова и никакой цензуры! Но минимум раз в неделю меня вызывали «на ковёр» в обком комсомола или в обком партии. Сначала, как говорится, снимали стружку, а потом и вовсе отказались от нас, прекратив финансирование. Было очень тяжело, но мы не сдавались. Когда мне перевалило за сорок, решил, что пора уступить дорогу молодым. Стал готовить замену. Уезжая в командировку, оставлял за себя то одного, то другого сотрудника. По приезде спрашивал: «Ну как?» В итоге выбор пал на Галину Голованову. И вот тут произошло то, чего, пожалуй, нигде и ни у кого не было. Начальства над нами нет, поэтому первым приказом я назначил и.о. главного редактора, а вторым Костров уволил Кострова, согласно поданному заявлению…

«БИ»: Вам захотелось уйти из журналистики?

– Да, как и многие в то время, решил заняться бизнесом. Продал акции «Газпрома» и по совету друга купил машину муки, чтобы продать подороже. Мука была хорошая, качество высокое. Только её никто не брал, потому что в мешке было 70 килограммов. Ну куда столько?! Пробовал расфасовать, потерял много времени, в контейнерах, где она хранилась, появились мыши... Одним словом, прогорел я серьёзно и понял – это не моё. Стал искать работу. Как раз была вакансия главного редактора в Тобольске, и я занял её без особых проблем. Красивый, тихий, старинный городок на берегу седого Иртыша. Здесь отбывали ссылку декабристы. Здесь жили автор «Конька-горбунка» Ершов и композитор Алябьев. Здесь провела последние дни перед расстрелом царская семья…

И снова почти три года спокойной, размеренной жизни, прерванной телефонным звонком…

Вызвал директор областного департамента информационной политики. Еду в Тюмень. Сижу в приёмной. Жду. Из кабинета с багровым лицом вышел главный редактор парламентской газеты. Мы были знакомы, но он, не поздоровавшись, чем удивил меня, прошёл мимо. Потом стало ясно почему...

 «БИ»: Вам предложили стать главредом «Тюменских известий»?

– Да, 26 июля 2011 года в моей трудовой книжке появилась новая запись. И вот уже почти 15 лет я работаю в уникальном и единственном в стране издании, где учредителями выступили законодатели трех субъектов Российской Федерации – Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.

Здесь я стал первым в регионе заслуженным журналистом России, а вскоре Указом Президента Владимира Путина этого же высокого звания был удостоен редактор отдела экономики нашей газеты Андрей Фатеев. И это тоже редкость, когда в одной редакции два таких события подряд. Хотя, думаю, это отнюдь не случайно. Коллектив у нас дружный, авторитетный и высокопрофессиональный. Не единожды популярные московские издания пытались переманить тюменских известинцев, обещая куда более высокую зарплату и столичные блага. Никто не ушёл. Я горжусь своими сотрудниками. Мы вместе восстанавливали старинный деревянный храм в деревне Битюки Исетского района. У нас есть подшефная деревня Босоногова в Бердюжском районе. Мы активно занимаемся благотворительностью, помогаем детям и бездомным.

Нельзя не упомянуть и о том факте, что именно в «Тюменских известиях» была опубликована заметка ветерана МВД Геннадия Иванова, предложившего выйти на парад в День Победы с портретами своих родственников – участников Великой Отечественной войны. И это стало началом Всероссийского общественного движения «Бессмертный полк». Акция получила широкую поддержку не только у нас в России, но и более чем в 100 странах мира, о чём рассказывается в книге «От Тюмени и по всей планете». Её подготовила к печати наша редакция. Я обязательно привезу книгу в Белебей и передам вам, коллеги.

«БИ»: А сердце зовет в Белебей?

– Каждый год я стараюсь побывать здесь. Ничто так не притягивает, как родные с детства места. Здесь жил с родителями. Здесь учился. В родном дворе играл в футбол с друзьями...

Спасибо вам, дорогие белебеевцы, за то, что бережёте город, храните его традиции и богатую историю!

Самое ценное для каждого из нас – Родина. Она у нас одна. И навсегда!

А еще на Новый год, спустя более 40 лет, побывал в Казани, где получил профессиональное образование.

Журналистика – это школа жизни, а жизнь полна событий и изменений, требований нового времени!

Я благодарен моему родному городу за профессиональный старт!

Фото из архива А. Кострова

Стартовал в газете «Вперед»
Стартовал в газете «Вперед»
Стартовал в газете «Вперед»
Стартовал в газете «Вперед»
Стартовал в газете «Вперед»
Стартовал в газете «Вперед»
Стартовал в газете «Вперед»
Стартовал в газете «Вперед»
Автор: Любовь Иванова
Читайте нас