Читай газету и получай приз!
Все новости
Личности
8 Ноября 2024, 11:57

К ремеслу подвела жизнь

В городе Белебее проживает кожевник, который вручную создает уникальные изделия экстра-класса. Айрат Афзалутдинов не так давно освоил это ремесло, но уже успел занять свою нишу на рынке.

К ремеслу подвела жизнь
К ремеслу подвела жизнь

Заказы на изготовление брендовых вещей под торговой маркой «Keerill» поступают к нему не только из разных уголков России, но и зарубежья. Среди покупателей есть также белебеевцы с высоким уровнем достатка, ведь кожаные изделия ручной работы – это роскошь, приобрести которую не каждый может себе позволить.

Узнали мы о талантливом ремесленнике совершенно случайно. Наша коллега в одном из магазинов города заметила мужчину с большим кожаным рюкзаком ручной работы. Дело осталось за малым, узнать через хозяйку торговой точки контакты мастера и пригласить его в гости в редакцию, что мы и сделали.

Айрат Афзалутдинов рассказал корреспонденту «БИ» о своем хобби, требующем физической силы, терпения, вдохновения и, конечно, денег на покрытие производственных расходов.

– Айрат Азатович, почему Вы выбрали именно это направление ремесла?

– Моя основная профессия связана с IT-технологиями. Я работаю системным администратором в ОАО «Керамика». Товарный знак выбран такой же, как и имя моего сына, Кирилл. Кожевенным делом занимаюсь четыре года. Оттачиваю мастерство методом проб и ошибок. Триггером к занятию ремеслом послужила покупка шикарных ботинок в фирменном обувном магазине. Мне захотелось своими руками сделать красивую вещь из кожи. У меня уже был опыт в этой сфере. В студенческие годы подрабатывал в филиале Октябрьской обувной фабрики. Мы шили детские кроссовки. Так снова проснулась тяга к коже. Начал интересоваться тонкостями кожевенного дела, узнавать, какие инструменты нужны для работы, где можно закупать сырье и фурнитуру. Просматривал ролики на эту тему, потому что промышленное производство и кустарное сильно отличаются. На фабриках и в мастерских шьют на машинках, а я только руками.

Начинать с нуля в этой сфере тяжело. Нужны немалые деньги, чтобы покупать дорогие сырье и фурнитуру, а также рабочие инструменты. Взять простую стамеску. Столярная стоит примерно 1000 рублей, а для работы с кожей уже 5–10 тысяч рублей. Изготовление кожаных изделий – достаточно трудоемкий и кропотливый процесс. Необходимо иметь крепкий кистевой аппарат, чтобы справиться с этой работой, поэтому кожевенным делом занимаются в основном мужчины. Из инструментов ручного пошива чаще всего приходится менять пробойники для швов, которые быстро выходят из строя. Иглы, нити, ножи, шилья, разметчики, наждаки, сликеры – все эти инструменты также должны быть высокого качества, ведь от этого зависит конечный результат.

Изделия из натуральной кожи относятся к предметам роскоши, поэтому при пересечении границы, раз стоит фирменное торговое клеймо, товар нужно декларировать. Он должен соответствовать европейским стандартам качества.

Сырье я использую только импортное, в основном, итальянское. Самый шик в моде – экзотические виды кожи – игуаны, варана, крокодила, буйвола.

– Первое свое изделие помните?

– Это был кошелек из кожи отечественного производства. Я подарил его супруге.

– Что запомнилось из вещей, которые изготовили для иностранцев?

– Я сшил сумку для одного американца год назад. Отправил ее в октябре, чтобы посылка успела дойти до адресата до наступления Нового года. Вложил еще туда кошелек в виде подарка к Рождеству. Представляете, посылку доставили до Египта только к февралю следующего года, благодаря «неторопливым» услугам «Почты России», а оттуда за сутки через океан переправили в Америку!
Сейчас я стараюсь освоить кожевенный рынок в Австрии и Германии, но в этих странах налогообложение на приобретение роскоши жесткое. Принимающая сторона должна быть готова выложить немалую сумму за товар. К тому же клиент идет на определенные риски, делая онлайн-заказ. Изделия, выставляемые мастером на международной интернет-площадке, в реальности могут не соответствовать ожиданиям клиента.

– Каким был самый сложный и необычный заказ?

– В этом году я три месяца шил рюкзак для одного белебеевского предпринимателя. В нем должны были быть карманы, имеющие по два отсека. Сшить один отсек в рюкзаке вручную – это сложно, а два отсека в рюкзаке с тремя внешними карманами выполнит не каждый кожевник. Клиент в ходе работы менял условия заказа, а это дополнительные усилия и время, поэтому пришлось выложиться по полной программе.

– Сколько времени обычно уходит на изготовление рюкзака или сумки?

– От одного месяца и больше. После рабочего дня вечером максимум два часа занимаюсь своим любимым хобби. Я табуреточник, как и многие кожевенники, кладу доску на табуретки и работаю, не разгибая спины.
На брючные ремни и другие мелкие изделия уходит меньше времени. Работа над заказом всегда индивидуальная. Срок изготовления зависит от сложности задачи. Эскизы разрабатываю сам с учетом пожеланий клиента.

– А кто чаще всего обращается к Вам – мужчины или женщины. И что чаще всего заказывают?

– Основная часть клиентов – это мужчины. У женщин, не секрет, настроение переменчивое, они любят неоднократно советоваться с подругами, прежде чем выбрать товар. А мужчина, если что-то ему понравилось, сразу покупает. Мне лично нравится делать крупные вещи – рюкзаки, сумки, саквояжи. Мелкие вещи труднее даются, видимо, потому, что руки у меня крупные. Ремни заказывают, кошельки.

– Кроме Вас в Белебее есть еще мастера-кожевенники?

– На рынке торгует мужчина, который изготавливает кожаные изделия. И цены у него недорогие. Есть женщина, делающая изумительные кошельки. Талантливых людей у нас много.
Лично я никому конкурентом не являюсь. Я работаю под конкретный заказ. Лучшая реклама хендмейд – это самому носить авторские изделия. Вы же тоже узнали обо мне, благодаря моему рюкзаку. Многие узнают в Белебее обо мне через клиентов, которые носят авторские рюкзаки и сумки марки «Keerill», другие вещи. У людей эксклюзивные вещи вызывают интерес, они начинают интересоваться, кто это сделал. Отрадно, что мои труды оцениваются по достоинству, и благодарные клиенты рассказывают обо мне друзьям, знакомым. Недавно, к примеру, солидный заказчик из Самары приезжал, узнав обо мне через земляков.

В ремесленных выставках-ярмарках не участвую. У человека должна быть цель приобрести ценную вещь. Состоятельные люди спонтанно дорогих покупок не делают.

– Что Вас вдохновляет в работе?

– Для меня важно подходить к делу с хорошим настроением, с душой. Без этого качественную вещь не сделаешь. Мне безумно нравится запах кожи! Ее надо чувствовать, чтобы изделие получилось качественным, служило долго хозяину!

– До Вас были в роду ремесленники?

– Дед по отцовской линии работал кузнецом. Он жил в Буздякском районе. Был мужчиной крупного телосложения, у него были не руки, а ручища! Видимо, я в него пошел.

Отец был сварщиком, потом увлекся фотографией. Долгое время работал фотокорреспондентом в газете «Урал сасси», «Белебеевские известия». Я благодарен отцу за то, что он отвел меня в художественную школу, где моим наставником был талантливый живописец Николай Кубышко. Меня согревает мысль, что отец гордился бы мной и моими работами, потому что он обладал тонким художественным вкусом!

– Айрат Азатович, спасибо за беседу. Вы своим примером показываете, как можно творчески жить и создавать красивые вещи мирового уровня, живя в провинциальном городке!
Беседовала Римма Султанова.

Фото Елены Петровой

К ремеслу подвела жизнь
К ремеслу подвела жизнь
К ремеслу подвела жизнь
К ремеслу подвела жизнь
Автор:Римма Султанова  
Читайте нас: