Как сохранить здоровье в сезон простуд. Десять вопросов врачу
Все новости
Личности
12 Августа , 11:45

В «технари» с братом – из детства

При упоминании этого имени многие скажут: «О, это наш, автонормалец!» Действительно, Фаниль Асгатович Хайруллин большую часть трудовой жизни работал на заводе «Автонормаль» – 46 лет!

В «технари» с братом – из детства
В «технари» с братом – из детства

На благо завода

1971 год – памятный для всех заводчан: молодое предприятие только введено в строй действующих. Здесь студент 5 курса Уфимского авиационного института успешно прошел преддипломную практику. Через год, получив диплом, вернулся в Белебей и начал работать мастером в пружинном цехе. Не прошло и года – инициативного 24-летнего специалиста назначили начальником участка в этом же цехе.

Еще одна памятная веха для заводчан – 1975 год. Потребителем автонормальского крепежа стало еще одно крупное в СССР автомобильное предприятие – Камский завод автосамосвалов. Юбиляр вспоминает:

– Меня назначили заместителем начальника пружинного цеха. Этот период был для многих специалистов и руководителей большим экзаменом – в цеха поступало современное оборудование, шло освоение новых деталей для КамАЗа. В целом завод работал, можно сказать, с азартом, радовались каждой новой гайке, пружине, болтам и другим видам автомобильного крепежа. Это было время строительства новых домов для заводчан, детских садов и школ. Мы гордились, что работаем на предприятии под руководством талантливого директора М.Г. Амирова.

Пятилетний опыт молодого специалиста стал основой для нового назначения – начальником отдела труда и заработной платы. Это было неожиданно для инженера-технолога, но интересы производства требовали умелого руководителя в этой сфере. Фаниль Хайруллин несколько месяцев стажировался в авторитетной в те годы школе организаторов труда на АвтоВАЗе и в течение последующих восьми лет работал начальником ООТиЗ.

Он с удовольствием называет имена людей, с которыми трудился в те годы – и в цехе, и в отделе:

– Мне повезло с коллегами, с которыми пережили непростой период в организации труда заводчан. В те годы у нас внедрялась вазовская система оплаты труда, по которой уже работали в основном производстве. Необходимо было это сделать и в инструментальном производстве, отказавшись от сдельной оплаты. Одновременно нужно было менять систему управления производством. Все эти новшества потребовали от нас слаженной работы, и в этом мне помогали мои заместители, с которыми я работал в разные годы, – В.П. Сидоров, А.Х. Адельгильдин, А.К. Федоров, Ю.Н. Коровкин, и сотрудники отдела. Мы разрабатывали штатные расписания для подразделений завода с учетом специфики производства, «подтягивали» среднюю заработную плату, устраняли организационные недоработки. В общей успешной работе завода, который в те годы был одним из лучших предприятий в республике, есть и наш вклад…

На административной работе

Через 12 лет Ф. Хайруллин получил новое назначение – начальником планово-экономического отдела. Здесь он проработал недолго, тепло вспоминая опытных коллег-экономистов – М.Т. Шульга, Л.А. Мифтахову, В.Д. Фролову и других.

Заводской опыт руководящей работы пригодился ему на новой должности, когда его перевели в распоряжение Белебеевского городского Совета народных депутатов, где он в течение трех лет работал заместителем председателя исполкома горсовета и председателем плановой комиссии.

Вторая половина 80-х годов 20-го века жителям города тех лет памятна самыми разными проблемами и событиями, в гуще которых были органы власти Белебея. Например, была проведена масштабная работа по переселению горожан из деревянных бараков в благоустроенные многоэтажные дома. Временное жилье в 50-е годы строили для первых нефтяников, которые жили в Белебее, п. Приютово и с. Новомихайловском. Эта проблема в основном была успешно решена.

И вновь «Автонормаль»

Летом 1989 года наш герой вернулся на родной завод – он был назначен начальником производства товаров народного потребления, которое было создано по инициативе М.Г. Амирова. Новое, интересное, но и непростое дело – выпуск самого разнообразного ассортимента товаров. Тут и пластмассовые ведра и тазы, и детские игрушки, прищепки. И востребованные на рынке шаровые опоры для автомобилей АвтоВАЗа (кстати, это идея Ф.А. Хайруллина) – на базе этого участка впоследствии появилось самостоятельное предприятие ООО «БЗАК».

На посту директора ПТНП Фаниль Асгатович работал восемь лет, насыщенных заботами производства. О том можно написать отдельную книгу. Например, об интересном опыте создания школьного цеха «Смена» в средней школе № 15, где дети зарабатывали деньги, собирая пластмассовые изделия и игрушки…

Опытного организатора производства впереди ждало новое назначение. В самое непростое для завода время, в 1997 году, его рекомендовали на должность заместителя генерального директора завода по экономике и финансам. Заводчане вспоминают те годы если не с ужасом, то как время, когда месяцами не получали зарплату, вместо нее выдавали продукты – сахар, муку и другие, которые завод получал в счет бартера за крепежные детали. Коллектив выдержал эти испытания, которые в полной мере легли на плечи руководящего состава завода… Ф.А. Хайруллин был также председателем комиссии по Коллективному договору предприятия, и ему приходилось часто встречаться с рабочими, служащими, чтобы разъяснять политику завода…

С приходом инвестора ситуация улучшилась, наш юбиляр работал директором Центра стратегического развития, заместителем генерального директора по техническому развитию, откуда ушел на заслуженный отдых. А с 2015 года пенсионер еще пять лет работал ведущим технологом ООО «Машкрепеж». Так и пролетели почти полвека трудовой жизни…

Один из секретов его успешной карьеры раскрыла Валентина Дмитриевна Фролова, в прошлом начальник планово-экономического отдела:

– Мы его уважали и старались не подводить. Как руководитель он был профессионалом, всегда в курсе всех новинок отечественного автомобилестроения, внимательно прислушивался к мнению подчиненных, поддерживал наши идеи и сам, можно сказать, фонтанировал ими. Эта способность особенно проявилась в период, когда он был директором предприятия по производству товаров народного потребления. Как человек он нам импонировал своей уравновешенностью, деликатностью, с долей дипломатического юмора. Не зря инвесторы предприятия, рассмотрев его способности креативного мышления, назначили руководителем Центра стратегического развития.

Заботливый глава семьи

На «Автонормали» трудился и младший брат Ф. Хайруллина – Айрат Асгатович, который в течение 27 лет работал главным конструктором. Он возглавлял отделы технической службы, которые, как говорится, были на передовой большого заводского производства, разрабатывая для подразделения новые технологии, техпроцессы. Он рассказал:

– Мы родом из Шаранского района, в семье были еще две дочери. После института мы с братом приехали в Белебей, который стал для нас второй родиной. В родную деревню ездим каждый год, ухаживаем за могилами родителей. Фаниль был для нас заботливым старшим братом, помогал решать различные семейные проблемы. Сейчас они с женой Зухрой на пенсии, живут в своем доме, заняты хозяйственными делами.

– Почему мы выбрали техническую профессию? Фанилю тогда было лет 13, я на три года младше. К нам в гости приезжал из города двоюродный брат, который увлек нас радиоделом, и мы собрали своими руками примитивный радиопередатчик. В деревенской библиотеке брали журналы, в которых в доступной форме предлагались схемы. Это было так увлекательно! Дальше – больше: из подручных материалов соорудили пропеллер, самолет (и они летали!), потом аэросани, которые зимой шли на лыжах, летом – на колесах. Отец, колхозный бухгалтер, был далек от техники, посмеивался над нами, но помогал в поисках материалов. О, о наших приключениях с техникой можно рассказывать много, – с улыбкой завершил свой рассказ младший брат юбиляра.

Вот так, еще в детстве, стали братья «технарями»…

Фото из семейного архива Хайруллиных

В «технари» с братом – из детства
В «технари» с братом – из детства
В «технари» с братом – из детства
Автор:Ася Кабирова
Читайте нас: