Все новости
Год полезных дел
15 Февраля 2023, 11:15

Ее вековая мудрость

Канзия Насхутдиновна Гильфанова родилась 15 февраля 1923 года в многодетной семье в селе Метевбаш. Тринадцать братьев и сестер росли дружными, трудолюбивыми. С шестнадцати лет Канзия трудилась в колхозе. Когда началась Великая Отечественная война, девушке было 18 лет. Молодые девчонки! Им бы учиться, мечтать, влюбляться, а они стали основной рабочей силой, заменив ушедших на фронт мужчин.

Ее вековая мудрость
Ее вековая мудрость

Зимой 1942 года ее направили учиться работе на комбайне, а уже летом она трудилась на колхозных полях, считаясь полноправным комбайнером.

В 1944-1945 годах, как и многие молодые девушки из Башкирии, Канзия Насхутдиновна была «по вербовке» направлена в Кировскую область на торфяные разработки. Девушек разместили в бараках, в лесу, недалеко от поселка Каринторф.

Как свидетельствуют документы, рабочие жили в ужасающих условиях. Жилой площади не хватало, а та, что имелась, находилась в антисанитарном состоянии. Несмотря на усталость, голод, болезни, люди трудились без отдыха и практически без сна, выходили на работу с рассветом, а уходили с закатом солнца. На восемьдесят процентов труд был ручной, основные «инструменты» – лопата, тачка и топор.
До сих пор перед глазами бабушки стоят картины трудовых буден. Как гидромашины в карьерах вымывали торф, качали его в поле. Когда разлитое на полях месиво подсыхало, подобием длинного полукруглого совка работницы нарезали брикеты сырого черного торфа и укладывали их карточными домиками для просушки. Чтобы они хорошо просохли, каждый такой «кирпич» надо было перевернуть руками не один раз.

Главными труженицами на торфопредприятиях были молодые девушки, деревенские, малообразованные, с детства привыкшие к тяжелому физическому труду. Изо дня в день под открытым небом, на жаре, в сырости, окруженные комарами и слепнями, занимались этой изнурительной работой.

Бабушка рассказывает, что работали они сезонно, с апреля по ноябрь-декабрь, пока земля не промерзнет, а потом возвращались домой. Среди работниц было много девушек из Украины. За работу давали ситец (за 10 дней – 5 метров), из которого украинки шили всем желающим платья. В день выдавали по карточкам 800 граммов хлеба. За перевыполнение нормы добавляли еще 200 граммов. Бывало, хлеб обменивали на вышитые украинские кофточки.

Братья бабушки Мирсаид и Миргали Сиразитдиновы в это время воевали. Мирсаид с фронта не вернулся, погиб в 1943 году на Украине, совсем молодым, ему только исполнилось 18 лет.
День Победы Канзия встретила в Каринторфе. Было холодно, шел дождь со снегом, но все выбежали на улицу, плачут, кричат: «Победа! Кончилась война!», – вспоминает она.

Вернувшись домой, Канзия Насхутдиновна вышла замуж за хорошего парня Мияссара Гильфанова. Молодая семья поселилась в деревне Акбасар. Рано умер ее муж, Мияссар Шаймухаметович, и осталась женщина одна с тремя дочками-школьницами. Но разве испугают трудности такую женщину! Сама, не покладая рук работая в колхозе, подняла дочерей Флюру, Гульчиру и Минсылу.

Ветеран труда часто наведывается в свой старенький домик в деревне, гуляет во дворе, наводит там потихоньку порядок. К ней обязательно заглянут односельчане, ведь Канзия Насхутдиновна всегда пользовалась большим уважением среди своих земляков. И сегодня к ее мудрым советам прислушиваются не только дочери, но и шестеро внуков, восемь правнуков и один праправнук.

Ее вековая мудрость
Ее вековая мудрость
Ее вековая мудрость
Автор:Светлана Рашитова, внучка К.Н. Гильфановой
Читайте нас: