Статьи
8 Февраля 2020, 14:00

8 февраля – День российской науки

В этот день в 1724 году Пётр I подписал указ об основании в России Академии наук.

Невероятные научные открытия в России в 2018-2019 гг

Новая космическая обсерватория

Россия вывела на орбиту новую уникальную космическую обсерваторию «Спектр-РГ», и она достигла рабочей точки – 1,5 млн км от Земли. С помощью обсерватории ученые уже открыли более 300 скоплений галактик. Более того обсерватория передает на Землю в два раза больше научной информации в сутки, чем ожидали.

Цель обсерватории – составить за четыре года карту Вселенной, сфотографировав небо в рентгеновском диапазоне. Всего создадут восемь карт, на каждую уйдет по полгода, отмечает РИА «Новости». Самая точная карта, которая совместит в себе восемь обзоров, выйдет к 2025 г.

«Зеленый» катализатор

Ученые определили состав катализатора, наиболее успешно ускоряющего процесс экологически чистого получения энергии из отходов. Катализатор является недорогим, что позволяет широко использовать его в промышленности.

Шаг к революции в физике элементарных частиц

Ученые Курчатовского института получили новые доказательства существования легчайших элементарных частиц, которые, возможно, являются частицами темной материи – загадочной субстанции, заполнившей Вселенную.

Ученые считают, что на долю обычной материи приходится около 5 % массы Вселенной, а на темную материю, которую пока удалось обнаружить лишь по косвенным признакам, – более 25%. Остальная масса Вселенной, как полагают ученые, приходится на темную энергию.

Прототип квантового компьютера

В в рамках проекта Фонда перспективных исследований (ФПИ) российские ученые показали так называемый квантовый алгоритм Гровера, который может стать основой для создания сверхбыстрых баз данных, работающих с огромными массивами сведений и способных в считанные мгновения находить в них нужную информацию.

Создание квантового компьютера позволит существенно ускорить процесс компьютерного моделирования и решать недоступные для современных компьютеров задачи в таких областях как квантовая химия, искусственный интеллект и материаловедение, что существенно удешевит и ускорит разработку новых лекарств и материалов.

Уникальные находки в Кремле

Ученые Института археологии РАН начали раскопки в Большом Кремлевском сквере в Москве. Цель работ – изучение культурных напластований. Главный научный результат – открытие остатков здания Приказов, органов центрального управления Русского государства XVI–XVII вв. В пользу этой версии говорит то, что на месте раскопок в большом количестве найдены предметы военного назначения – арбалетные стрелы, ружейные кремни и свинцовые пули. Кроме того, ученые, возможно, вышли на след большого пожара Москвы, случившегося в 1571 г.

В 2020 г. археологи продолжат раскопки в Кремле.

Останки соратника Наполеона

Крупный успех ждал российских археологов в Смоленске. В ходе раскопок в центре города ученые нашли останки, принадлежащие, как подтвердила ДНК-экспертиза, одному из ближайших соратников Наполеона – генералу Сезару Шарлю-Этьену Гюдену.

Сезар Шарль-Этьен Гюден (1768–1812) во время войны 1812 г. принимал участие в Смоленском сражении. Убит у Валутиной горы 19 августа 1812 г., пушечное ядро оторвало ему обе ноги. Гюдена перевезли в Смоленск.

Рекорды передачи информации

Ученые создали систему передачи высокоскоростного сигнала, для работы которой не нужно активное промежуточное усиление. С помощью новой системы удалось передать сведения на расстояние 520 км со скоростью в 200 гигабит в секунду и установить ряд новых рекордов.

Ученые намерены побить свой рекорд и удвоить, а затем и утроить скорость обмена информацией.

Новый путь в лечении рака у курильщиков

Некоторые типы злокачественных опухолей в легких можно уничтожать, используя аналоги белковых молекул, которые вырабатываются некоторыми нервными клетками. Опыты показали, что белок Lynх1 блокирует действие никотина, не позволяя ему стимулировать развитие злокачественных опухолей.

Дальнейшие опыты и создание более простых и безопасных версий этой молекулы помогут создать лекарство, способное защитить курильщиков от развития рака легких и других опухолей, вызванных курением.

Подготовила Кадрия Гильманова