Испокон веков одним из важных качеств, по которым оценивали человека, было трудолюбие. Тот, кто любит свое дело, любит и тех, для кого он готовит обед или строит дом, возделывает сад и шьет одежду, изобретает новые механизмы и составляет формулы лекарств. Любит людей, большинство из которых ему и незнакомы даже.
Как у тебя так получается?
Этот вопрос часто слышать мастера. Люди видят результат работы и очень немногие спросят: «Сколько времени ты этому учился? Как долго ты это делал?»
А ведь именно это хочется узнать, рассматривая рукоделие обычной деревенской женщины с необычным для Башкирии именем – Зилвия.
– Это покрывало бабушка вязала еще в девичестве, на лугу, когда пасла телят. – вспоминает Гульнара Полищук, перебирая кисти полотна цвета слоновой кости с характерным элементом латышского орнамента – восьмиконечными звездами. – С каждым днем узелок, в котором она несла вязание на пастбище, становился тяжелее, но это только радовало – работа близилась к концу.
Сегодня Гульнара и сама бабушка, а старинное покрывало бережно хранит как символ домашнего тепла и присущего всем женщинам этого рода рукоделия. Хранит, чтобы передать своей внучке, о которой пока только мечтает.
С этим покрывалом связана семейная традиция – оно служило фоном, на котором фотографировали малышей. И в альбоме Гульнары хранится такая фотография.
Вместе с ним на полочке шкафа – две нарядные белоснежные скатерти очень тонкой вязки и рушник, вышитый и украшенный кружевом ручной работы. Это – наследство от предков, от бабушки. А что еще могла оставить после себя обычная труженица, крестьянка, в одиночку, без мужа вырастившая сад и воспитавшая дочь?
Фотографии, которые бережно хранит дочь Зилвии – Валентина, вызывают одновременно восторг и удивление. Сделанные в конце ХIХ века, они как будто только вчера получены из ателье. Строгие, серьезные лица в обрамлении красивой рамки кофейного цвета. И не верится, что на фотографиях – крестьянки, управлявшиеся и по дому, и в огороде, и с коровами на пастбище. Они похожи на дворянок: строгие платья по фигуре, украшенные вязаными воротничками, ажурные палантины, накинутые на плечи, украшенные кружевными фестонами платки в руках.
В период коллективизации, когда активисты подчистую забирали из домов трудолюбивых латышей, попавших под раскулачивание, все имущество, мастерицы пытались спасти кружевные подзоры для кроватей, рушники и праздничные наряды, доставшиеся им от матерей и бабушек. Они замачивали их в чанах с мыльной водой. Но об этой уловке быстро узнали, поэтому забирали из домов даже мокрое белье.
– Когда бабушка рассказывала об этом, не скрывая слез, у нас мурашки бежали по коже, – признается Гульнара. – В нашей семье не принято кичиться дорогой одеждой, украшениями, а те рукоделия жаль, я могу только представлять, насколько они были красивы!
Бабушка Зилвия любила вязать, глядя на ее ловкие руки, на красоту, которая рождалась из-под спиц и крючка прямо на глазах, и Гуля в пятилетнем возрасте потребовала себе собственный крючок и клубок ниток. Научилась вязать без труда, и с тех пор отправляясь в дорогу, всегда берет с собой вязание. В студенчестве вязала, пока ехала из дома в Самару, или на выходные домой.
И сегодня в доме Гульнары Зуфаровны много больших и очень красивых салфеток, которые дополняют интерьер и создают его неповторимый облик.
Обучение девочек рукоделию у наших предков начиналось с раннего детства. Выбирать соринки и ость* из пуха, перематывать выстиранную пряжу из пасм** – это умели даже совсем малышки. А чуть позже начиналась наука посложнее – управляться с юрким веретеном и мечтать, что доверят работать на прялке, старательно запоминать последовательность петелек, из которых рождается узор. К совершеннолетию, к свадьбе девушки-рукодельницы заполняли сундук собственноручно сделанным приданым: рушниками и покрывалами, вышитыми праздничными нарядами для себя и будущего мужа.
Умение качественно выполнять работу, доводить ее до результата – что может быть лучшей школой для развития трудолюбия, усидчивости, аккуратности? Все эти качества необходимы и специалисту в любой сфере, и хозяйке дома.
– Мы с сестренкой редко носили покупные платья. Мама прекрасно шила детские вещи, поэтому на утренниках в детском саду мы всегда отличались от других девочек. Даже ажурные белые гольфы она украшала каемкой в тон праздничного платья. Это даже смущало меня, когда я была маленькой: в коридоре детского сада меня останавливали взрослые и рассматривали узор на воротничке платья или необычную вязку на носочках.
Сестры Гульнара и Айна действительно отличались от сверстниц умением хорошо одеваться во времена тотального дефицита, когда девчонки, которые не умели шить и вязать, надевали то, что удавалось купить в магазине или «достать по блату».
– Когда бабушка ездила в гости к родственникам в Латвию, мы с нетерпением ждали ее возвращения. Главным «гостинцем» были журналы мод и каталоги со схемами для вязания крючком. Не понимая ни слова по-латышски или по-немецки, мы научились читать схемы и вязать по ним.
Платье для выпускного вечера Гульнара сшила для себя сама, на школьной фотографии она безошибочно показывает, кто из одноклассниц пришел на праздник в наряде собственной работы, а кто заказывал в ателье.
– В восьмидесятые-девяностые годы умение вязать и шить очень выручало, – вспоминает она. – Мало того, что в магазинах сначала висела рядами одинаковая одежда, а потом и та пропала, так еще и заработки были мизерными. Помню, устроилась на работу в школу, уже и снежок на улице выпал, а теплой одежды нет. Мама достала свою шубу из беличьих лапок, которая была ей велика, поэтому долго висела в шкафу, и я сшила из нее стильный полушубок по выкройке из журнала Burda moden (Бурда моден). Также, как и мама, вязала костюмчики для детей и племянницы, шила наряды для сына и дочки в детский сад, и на выпускной вечер в школе искусств дочь Маша пошла в платье, сшитом дома, на обычной швейной машинке. Очень люблю вязать разнообразные шапки, каких только моделей нет в моей коллекции! Все мои родственницы с удовольствием носят их. Как только родился внук, в приоритете – пинетки и носочки, мальчишеские костюмы.
Сегодня потребительский рынок переполнен товарами на любой вкус, в широком ценовом диапазоне. А ручная работа все равно востребована. Теми, кто любит выделяться индивидуальностью, и теми, кто хочет сэкономить, при этом, не отставая от моды.
Великая Коко Шанель говорила:
– Вещи ручной работы – роскошь, иметь их каждому необязательно. Тот, кто хочет их получить, любо платит мастеру за труд, либо делает это сам.
А ведь кроме труда в вещах ручной работы есть еще одна составляющая – тепло рук мастера, его добрые мысли о том, кому предназначена новая кофточка или шарф, тихая песня, вплетенная в вязаный узор.
*Ость – жесткие волоски в козьем пухе;
**Пасма – моток пряжи